Глава КГИОП Петербурга Сергей Макаров прокомментировал «Фонтанке» действия комитета по охране памятников в связи со сносом дома на Петровском острове.
Напомним, 26 августа на Ремесленной улице, 3, был снесен расселенный дом. Снос вызвал скандал, потому что градозащитники считают дом историческим. Основанием для такого мнения стали для них решения Куйбышевского суда от 2016 и 2017 года. Активисты градозащиты и КГИОП толкуют их противоречиво. Первые указывают на то, что в решениях сказано: дата постройки — 1920 год — внесена в Росреестр ошибочно, и суд признает, что существуют многочисленные доказательства дореволюционного происхождения дома. А значит, сносить его было нельзя. Комитет же указывает на то, что суд еще в 2016 году отказал градозащитникам из ВООПИиК в иске к ведомству, которое они обвинили в бездействии из-за того, что комитет не стал инициировать исправление этой ошибки. А в 2017 году суд отказал им и в иске к Кадастровой палате, которую активисты просили исправить ошибку. В решении указано, что ВООПИиК должно было обратиться с этим в Росреестр.
«Как можно на это реагировать? – ответил Макаров 31 августа на вопрос «Фонтанки» о том, почему же комитет не стал реагировать на информацию о кадастровой ошибке, приведшей к гибели здания. – Есть кадастровый паспорт, в котором написан 1920 год. Куйбышевский суд специально рассматривал этот вопрос. И написал следующее — органы государственной власти не имеют права подвергать сомнению решение, принятое другим органом государственной власти, и должны воспринимать их так, как есть. Нет в этом решении ничего иного. Есть это решение суда, где мы участвовали, мы были ответчиком. Там все подробнейшим образом судья Панова описала, каким образом мы должны были действовать и на что имели право. Все четко указано: мы обязаны принять кадастровый паспорт таким, какой он есть. Там написано — 1920-й год. И я могу сколько угодно в этом сомневаться — решение органа власти вот такое».
Как рассказали «Фонтанке» в аппарате депутата ЗакСа Алексея Ковалева, депутат имел длительную переписку с прокуратурой по поводу подмены даты постройки дома на Ремесленной. В ответах надзорное ведомство сообщало, что отправило в КГИОП письмо, в котором рекомендовало комитету в добровольном порядке исправить кадастровую ошибку.
Глава КГИОП в разговоре с «Фонтанкой» это подтвердил. «Прокуратура мне написала — выйдите в суд, измените дату. Но у меня в 73-м ФЗ есть три случая, когда я имею право обращаться в суд. Все они связаны исключительно с нарушениями, связанными с памятниками и с объектами культурного наследия. У меня нет полномочий выходить в суд с обжалованием решений Кадастровой палаты по установлению дат постройки здания. Я не имею права это делать. Мы так и ответили прокуратуре. И больше от них писем не поступало, – заявил Макаров. – Говорят: вот, что-то там Кадастровая палата понаписала, и вы должны были… Послушайте, это решение принято уполномоченным органом госвласти. Как я могу сказать, что оно мне не нравится? Так можно и про решение суда сказать — оно какое-то неправильное, я буду думать, исполнять его или нет. Ну так нельзя, можно дойти до абсурда».
В компании «Пилон», которая строит шестиполосную трассу с Васильевского на Крестовский остров через остров Серный, «Фонтанке» сообщили, что дом снес субподрядчик по их заказу. «Работы по сносу здания по адресу Ремесленная ул., д.3 предусмотрены госконтрактом. Контракт должен быть исполнен до 30 апреля 2018 года, – пояснили там. – Дом был снесен привлеченным субподрядчиком на основании акта передачи земельного участка и здания. Затягивание данных работ влечет за собой угрозу срыва госконтракта». Напомним, трасса строится к ЧМ-2018 по футболу, а стоимость проекта составляет около 9 млрд рублей. Еще в 2014-м году выяснилось, что дом на Ремесленной, 3 попадает в створ проектируемой трассы.