Метростроители продолжают торговаться со Смольным. Оперативно вывезти проходческий щит за сметные деньги нельзя, а без этого на «зеленой линии» не выложить рельсы.
Довести щит «Надежда» от «Беговой» до «Приморской» оказалось половиной дела. Теперь эту махину нужно разобрать и перевезти к началу пути. Денег на это Смольный не добавляет, так что уложиться в заявленные сроки становится все сложнее. Предыдущее детище «Надежды», Фрунзенский радиус, и вовсе завис. Строители говорят, что работы встали, и теперь под вопросом не только досрочная сдача линии, но и выполнение условий контракта.
Проходческий щит «Надежда» обрушил стенку демонтажной камеры под улицей Кораблестроителей в ночь на 25 августа. По сути, проходка тоннеля от «Беговой» до «Приморской» на Невско-Василеостровской линии была на этом завершена, хотя официальная церемония произошла несколькими часами позже. Относительно дальнейшей судьбы щита однозначного понимания нет. С одной стороны, вице-губернатору Албину представители «Метростроя» докладывали, что дальше он начнет копать тоннель в сторону Шуваловского проспекта. С другой – гендиректор компании Николай Александров заявил, что проекта все еще нет. Источники «Фонтанки», близкие к руководству «Метростроя», советовали не рассчитывать на запуск щита ни в этом году, ни в следующем.
Как бы то ни было, из камеры его точно надо вытаскивать и отправлять к стартовому котловану на Туристской улице. Дело сложное и, если по уму, недешевое. Тем не менее в смете сейчас на демонтаж и перевозку «Надежды» значатся 36 млн рублей. Еще полтора месяца назад Управление механизации ОАО «Метрострой» (УМ) публично заявляло вице-губернатору Албину, что этих денег «не хватит даже на транспорт». «Это, конечно, преувеличение, но ценообразование и правда странное, – говорит источник, близкий к компании. – Сообщается, что на перенос медиагородка от стадиона запросили 400 млн рублей. Кто спорит, работы там много, но выполнить ее может кто угодно, разбирается отверткой. А вот демонтировать и собрать щит могут только спецы, которых в Петербурге человек 200, и все в УМ».
По данным «Фонтанки», изначально «Ленметрогипротранс» заложил в проект на порядок большую сумму, основанную на расчетах для Фрунзенского радиуса. Там тоже копала «Надежда», купленная перед этим за 22 млн евро. Монтаж и демонтаж обходился в 180 млн. Однако Главгосэкспертиза решила отталкиваться от других расценок, связанных со щитом той же компании (Herrenknecht), но куда меньшего размера: диаметр 3,7 м, масса - 360 тонн («Надежда» – 10,3 м и 1600 тонн). Так что в смету в итоге легли 36 млн.
«Вопрос рассматривается, решения пока нет, – говорят в комитете по развитию транспортной инфраструктуры. - На сегодняшний день стоимость госконтракта осталась прежней, 30,08 млрд рублей». Это, впрочем, не проливает света на ситуацию со щитом. Собеседник в «Метрострое» утверждает, что у Смольного есть все возможности, чтобы добавить денег на демонтаж «Надежды». Невско-Василеостровская линия в своем роде исключительная: есть экономия, накопленная по оборудованию и другим видам работ, так что направить лишние деньги на щит можно и без увеличения сметы.
Решать нужно оперативно. Разбирать «Надежду» и оттаскивать ее по частям в сторону «Новокрестовской» будут прямо по тоннелю. «Сейчас участок от камеры до «Новокрестовской» задействован под вывоз элементов, – говорят в «Метрострое». – Пока это происходит, нельзя проводить укладку рельсо-шпальной решетки, ходового рельса, контактного и вести работы по электрооборудованию». На участке от Туристской улицы до «Новокрестовской» работы были ускорены как раз за счет того, что путевое основание монтировали сразу вслед за щитом, но по тому тоннелю и не предполагалось перевозить детали щита. Теперь часть работ тормозится «Надеждой», а любой срыв сроков обернется скандалом: Смольный при каждом удобном случае напоминает, что сдать «футбольный» перегон «Беговая» – «Приморская» необходимо к апрелю 2018 года.
Помимо финансовых, есть и организационные моменты. Когда щит дотащат до намывных территорий у стадиона, его поднимут наверх и повезут тралами к Туристской. При этом неизбежно придется пересекать периметр безопасности арены, где заужены дороги. Среди прочего повезут детали шириной в шесть метров, на таких дорогах тралу просто негде будет повернуть. Вполне возможно, проезд придется расширять.
Заочный торг, который постоянно ведут между собой КРТИ и «Метрострой» давно вошел в привычку. Тем не менее работы идут. По крайней мере на «зеленой» линии. Вдохновленный сбойкой на Кораблестроителей, Игорь Албин в очередной раз рассказал, что в следующем году откроется пять новых станций, имея в виду и Фрунзенский радиус. Исходя из этого формируется и бюджетная заявка КРТИ на 2018-й. Пока чиновники не запрашивали дополнительных средств, зато около 10 млрд рублей комитет надеется перекинуть с более поздних периодов. 5,6 млрд, как уже известно, направят на Красносельско-Калининскую линию, остальное, судя по всему, на Фрунзенский радиус. Однако перераспределение ситуацию не меняет. «Работы на Фрунзенском практически встали, не на что закупаться, – говорит источник в «Метрострое». – Авансы и переброска денег — это одно, но без увеличения стоимости контракта не обойтись. Даже если это сделают, скажем, в ноябре — уже нельзя гарантировать, что мы уложимся в контрактные сроки». Работы по строительству радиуса по контракту должны быть завершены в конце 2018 года. Ориентировочный срок, который администрация ставит перед предприятием, — 27 мая.
О проблемах с неверной оценкой стоимости Фрунзенского радиуса «Фонтанка» подробно писала ранее. Правда, здесь дело не Госэкспертизе — она-то одобрила первоначальный вариант в 35 млрд. Однако затем эту сумму снизили до 26 млрд. Сами строители связывают это с деятельность бывшего вице-губернатора Марата Оганесяна. Сейчас «Метрострой» просит дополнительно 6 млрд рублей, согласования от Смольного все еще нет.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»