По долгам менявших друг друга структур Минобороны за тепло и электричество никто по-прежнему не готов добровольно платить. А петербургские поставщики с тревогой смотрят на новую реинкарнацию военной «коммуналки».
В очередной раз о долгах ГУ ЖКХ, безвременно покинувшего объекты Минобороны том числе и в Петербурге, заговорили 25 октября на заседании межведомственной комиссии по подготовке к отопительному сезону. Вслед за основными ресурсниками на сцену с отчетом поднялся Вадим Мишев, глава филиала центрального жилищно-коммунального управления Минобороны по Западному военному округу. Отчет получился вполне себе благостным, все котельные запущены в срок, все службы готовы к зиме. Вот только вопросы городского начальства касались не самого ЦЖКУ, а его предшественника. Вице-губернатор Игорь Албин спросил Мишева о судьбе долгов АО «ГУ ЖКХ», которое занималось поставкой энергоресурсов на объекты Минбороны в Петербурге до апреля. Ответ был ожидаемым: центральное управление не является правопреемником «ГУ ЖКХ» и не может отвечать по его обязательствам.
«Интересно получается, – прокомментировал Албин. – Минобороны на месте, потребители на месте, полковники на месте, а правопреемников нет. Выходит, что мы фактически финансируем эти объекты в ущерб инвестиционным программам энергетиков. Я не исключаю, что мы вообще могли бы снизить тарифы на тепло в 2018 году, если бы не было таких задолженностей».
Разговор этот, более или менее в одних и тех же выражениях, происходит не в первый раз. «ГУ ЖКХ» пронеслось по военным объектам Петербурга стремительно, но память оставило такую, что ресурсники и сбытовики не могут откашляться до сих пор.
«Фонтанка» рассказывала о том, как в мае 2015 года, после «сердюковского дела» и катаклизмов в «Оборонсервисе», было создано «ГУ ЖКХ», которое фактически стало монополистом на рынке коммунальных услуг для военных городков. При этом к работе привлекли субподрядчиков, связанных с империей «Конкорд» Евгения Пригожина, а процедура заключения контрактов прошла с многочисленными нарушениями. К ноябрю 2016 года контракты субподрядчиков закончились, «ГУ ЖКХ» начало само напрямую обслуживать казармы. С апреля 2017 года его сменило ЦЖКУ, а в адрес «ГУ ЖКХ» полетели десяток заявлений о банкротстве со стороны поставщиков из различных регионов.
Организация копила многомиллионные долги перед ресурсоснабжающими организациями с самого начала. По данным ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», задолженность АО «ГУ ЖКХ» за холодное водоснабжение и водоотведение составляет 528,1 млн рублей. Добровольных выплат не было, поставщики общаются с бывшим монополистом исключительно в судах. Решения по 469,6 млн уже вынесены, но для этого пришлось затеять 680 дел. Надо ли говорить, что оплата по исполнительным листам не поступает.
Петербургская сбытовая компания не дождалась от АО «ГУ ЖКХ» 238,9 млн рублей по договорам в Петербурге и Ленобласти. В силу вступили решения по 184,3 млн, на эту сумму сбытовики подали заявления о банкротстве должника.
Но хедлайнером всей этой истории со стороны коммунальщиков выступает ГУП ТЭК. Именно тепловики в феврале 2017 года отключили несколько зданий Минобороны от тепла из-за долга практически в 300 млн рублей. И надо думать, именно к ним относится фраза Албина, что городу фактически приходится жертвовать из-за долгов частью инвестиционной программы. К закату «ГУ ЖКХ» сумма долга выросла почти до 360 млн рублей, а если брать все профильные структуры Минобороны — превысила миллиард. В совокупности в силу вступили более 370 судебных актов на 530 млн рублей.
Официальный представитель ЦЖКУ капитан первого ранга запаса Василий Фатигаров в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» подчеркнул, что заветный миллиард складывается из долгов компаний, которые обслуживали объекты Минобороны на аутсорсинге в разное время. Соответственно нести на себе их обязательства ЦЖКУ не может. Таких «аутсорсеров» действительно набралось достаточно, хотя неясно, что этот термин значит для компаний, которые являются «правнучками» Министерства обороны. Кроме «ГУ ЖКХ» были ООО ГУЖФ, управлявшее 9,5 тысячи жилых домов, «Оборонэнерго» и «Оборонэнергосбыт», занимавшиеся электросетевым хозяйством, «Славянка», «РЭУ». За всеми остались крупные долги, всем пришлось походить в суды по банкротным делам, а двое последних в итоге были признаны несостоятельными.
Поставщики не особенно присматриваются, что там написано перед названием компании — АО, ОАО или ФГБУ. Раз уж за судами с «ГУ ЖКХ» им, возможно, придется коротать президентский срок следующего главы государства, они хотят быть уверены, что хотя бы новый контрагент им такого развлечения не доставит. Министерство обороны для них сейчас что-то вроде антипода Ланнистеров из «Игры престолов», которые, как известно, всегда платят свои долги. «Это же классная схема, – говорит представитель одной из ресурсоснабжающих организаций. – Заводишь одну компанию за другой на одни и те же объекты. Одна обанкротилась, следующая ни за что не отвечает».
«Это одна из коллизий нашего законодательства, – говорит Игорь Албин. – Вновь образованная компания не является правопреемником ликвидированной. Это касается и учреждений и даже органов власти. На мой взгляд, это порочная практика. Есть обязательства, исполненные ресурсоснабжающими организациями, поставлены ресурсы, понесены затраты, но нет надлежащего лица, чтобы попытаться решить эту задачу. Ограничиваемся письмами в адрес Минобороны, но нас пока не слышат».
«Центральное жилищно-коммунальное управление Минобороны создано как федеральное государственное бюджетное учреждение, – подчеркивает Фатигаров. – Проблем с выплатами нашим поставщикам через это учреждение нет. Могут возникать технические трудности — где-то долго договор согласовывают, и до этого расчет не может быть осуществлен. Но каких-то глобальных проблем, вроде тех, с которыми сталкивались аутсорсеры, нет и не должно быть, для этого ЦЖКУ и сформировали».
Петербургская сбытовая компания пока не готова оценивать платежную дисциплину нового потребителя. Водоканал говорит, что задолженность с апреля уже накопилась: оказано услуг на 254,2 млн рублей, оплачено лишь 75,5 млн. ГУП ТЭК утверждает, что ЦЖКУ расплатилось за поставки дважды — в августе и в октябре, всего на 26 млн рублей. Еще 37,7 млн управление должно. Ссылки на долгое заключение договоров в предприятии не принимают. Отправленные в конце апреля пакеты документов ЦЖКУ, по словам ГУП ТЭК, согласовывал 2 месяца, а по нескольким объектам их и вовсе отказался подписывать. Но и это не конец — часть уже заключенных договоров на октябрь так и не были зарегистрированы на сайте госуслуг. В ЦЖКУ эти претензии отвергают. По словам управления, оплачены счета более чем на 64 млн рублей, а процедуру затягивают как раз тепловики.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»