Екатерина Галанова, руководитель творческого бренда Dance Open, - о небывалом шоу «Фестиваль света» 4 и 5 ноября на Дворцовой площади. Что мы увидим и каких рекордов ждать.
Что мы увидим на фасаде Зимнего дворца
Проект называется «Я этим городом храним», и это – шанс дружно признаться в любви Петербургу.
По жанру – это творческое состязание художников-мэпперов, первое в истории Фестиваля света.
Для участия в проекте мы пригласили пять команд – между прочим, видеохудожников с мировым именем, и попросили их показать нам наш город… таким, каким мы сами его, может быть, никогда не видели.
Фишка в том, что в командах – из Италии, Испании, Франции, Польши и даже из России – нет ни одного петербургского художника. Среди участников состязания нет человека, который с ходу нарисовал бы тот самый осенний/весенний/летний дождь или сделал коллаж из мостов, сфинксов и львов.
Это будет Петербург глазами гостей и путешественников. Страшно интересно, что у них там в головах творится, какие образы, клише, фантазии?
Музыку мы выбирали по согласованию с комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга, который все это и придумал. Песни очень разные, но объединяет их одно: они все – посвящение Петербургу. Для всех поколений, для диаметрально противоположных мировоззрений, под огромную палитру настроений и в самой разнообразной стилистике.
«Налетела грусть» Александра Розенбаума – для навеки влюбленных в пронзительную романтику Ленинграда-Петербурга, для тех, кто знал этот город и в горе, и в радости, кто всегда был предан и кто всегда остается рядом.
«Питер» Сургановой и Оркестра – звезда и кумир нулевых и десятых, соединение несоединимого: дерзкий мегаполис и усталый каменный великан, опыт и неискушенность, безудержная энергия и холодность, хулиганский шарм и самоирония, отчаянная любовь и хвосты каналов, которые утаскивают в вечность любые следы...
«Золото на голубом» Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» – для не признающих деление по возрастам и социальным нишам. Для юнцов и старцев; для ищущих и нашедших; для достигших нирваны и постигающих жизнь каждый день – от нулевого уровня до уровня гуру.
«Что такое осень» ДДТ – для всех свободных и мятущихся в поисках смысла и истины, для тех, чью жизнь благословила эпоха перемен и кому не все равно.
«Каменные цветы» Басты и Елены Ваенги – для тех, кто умеет управлять «машиной времени»: иногда достаточно пройтись по улицам, чтобы впитать историю города и понять – без него не было бы тебя, и именно ему ты обязан фактом своего существования.
Если хотите, любая из этих песен – ода любви к родному городу человека, для которого Петербург стал неотделимой его частью.
Это что касается лирики. А вот выбор – кому какую песню «оживлять» – был до банальности случаен. Никакого умысла. Никакой логики. Просто рука судьбы. Кому что досталось – обычная жеребьевка.
Так что на выходе всех ждет абсолютный сюрприз. Из каждого спектакля у нас сейчас есть пара-тройка эскизов, но треков мы не получили и не видели. Творческий бренд Dance Open в данном проекте – всего лишь продюсер. Любопытный, конечно, но без вмешательства в творческий процесс. Приходите на Дворцовую 4 и 5 ноября с 19 до 23 часов в любое время – посмотрим вместе. И проголосуем на сайте «Фонтанки». Одно могу гарантировать: может быть смешно, может быть грустно, может быть – по-разному, но в любом случае будет круто, нетривиально и очень красиво, поскольку все художники – суперпрофи.
Что мы увидим на фасаде Главного штаба
Мы увидим 3D-видеопроекционный спектакль «1917». Посвящение 100-летию революционного года и всем, кто попал в водоворот событий.
Один год из истории России – в 13-минутном нарративе.
Погружение в атмосферу времени и бессчетное количество арт-видеоэффектов.
Кстати, скажу сразу, что 3D-mapping, несмотря на всю свою зрелищность, это технология, которая не очень «дружит» с повествовательным жанром. Форма работы со светом, с видеографикой довольно сложно сочетается с рассказом. Пользоваться зданием как экраном, в случае, если это видеомэппинг, неправильно. Для настоящего мэппинга кино показать и рассказать историю – мало, нужны оптические иллюзии.
Мы попробовали совместить оба этих момента – сюжетную составляющую и игру с формами. Попытались соединить метафору и конкретику, философию и технологию… Как получится – судить, конечно, вам, но мы старались.
Первый эпизод – это встреча Нового, 1917 года. Предвкушение сказки, волшебства, перемен, ожидание новой жизни. Люди, огромное количество людей – их судьбы, их жизни – мирные, обыденные заботы, простые ценности… Да, все ждали перемен, но кто мог тогда предположить, что перемены эти будут такими? Что голодная зима будет страшной, что город захлестнут стачки рабочих, затем – Февральская революция, отречение Николая II, апрельские тезисы Ленина, штурм Зимнего… Что настанет такой момент, когда все – и хорошее, и плохое – без разницы, будет однозначно работать на раскрутку этой страшной воронки. Хотелось под лупой рассмотреть весь этот год. Но, как я уже где-то говорила: не оценить и назначить виноватых, а прочувствовать, каково пришлось тогда людям – разным и оказавшимся по разные стороны баррикад…
Никого не хотим учить. Ничего не хотим внушать. Хотим, чтобы было больше осознанности, трезвости, ответственности и мудрости, что ли… Ее не хватает. И любви тоже. Хотим, чтобы было больше любви, во все времена, когда бы человек ни жил, – это главное.
В чем фестиваль света поставит рекорд?
- Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга реализует проект мирового уровня. Фестиваль света на глазах превращается в уникальный петербургский бренд и это – стопроцентное попадание в решение задач по развитию событийного туризма, укреплению имиджа города как одной из самых привлекательных туристических столиц. Я счастлива работать на город и участвовать этом проекте. На Дворцовой площади будет установлено рекордное число проекторов – 118. Такого еще не было. Есть все основания надеяться, что пройдет несколько лет – и в ноябре в Петербург будут стремиться со всего мира, как и в июне, в сезон белых ночей.
- Впервые на Дворцовой площади будет показано беспрецедентное количество 3D-спектаклей: каждый полный цикл будет включать в себя 6 видеоработ: это проект «1917» и 5 зарисовок программы «Я этим городом храним». Где-то минут 35 потребуется, чтобы посмотреть все. И потом – заново, если понравится и захотите остаться.
- Впервые в этом году хештег #ИдиНаСвет вышел «офлайн» и превратился в двухметровый арт-объект: он будет установлен на подходе к площади, со стороны Дворцового проезда – фотографируйтесь с ним на здоровье!
- Впервые зрители выбирают лучший мэппинг о Петербурге и имеют возможность принять участие в online-голосовании на «Фонтанке». Голосование будет открыто вместе со стартом проекта «Я этим городом храним» на фасаде Зимнего – это произойдет 4 ноября где-то в районе 19:15 и завершится 5 ноября ближе к окончанию шоу.
- В работе над сценарием проекта «1917» использовано более 150 источников (157, если быть абсолютно точной) – дневники, мемуары, газеты за 1917 год на разных языках, художественная проза, поэзия, историческая аналитика. Все, что говорят персонажи в спектакле, – это прямая речь очевидцев и участников событий, от себя мы не прибавили ничего. Просто скомпилировали. Предлагаем прийти и попробовать расшифровать, где чьи слова и стихи.
- Впервые специально для проекта 3D-mapping-спектакля «1917» была организована большая художественная киносъемка. Все персонажи, которых вы увидите в спектакле, были воплощены живыми людьми, нашими с вами современниками. Съемки длились почти сутки.
Одно из самых удивительных и мистических совпадений того года – это, конечно, премьера мейерхольдовского «Маскарада» в Александринском театре. Она пришлась буквально на первые дни Февральской революции. На улицах Петрограда уже было неспокойно, а публика шла в театр – там был аншлаг. Мы не могли не включить этот эпизод в свою историю: сверкающий роскошью зал, изумительный головинский занавес, блистательные артисты, одетые в причудливые костюмы, пошитые по эскизам того же Головина… В съемках этого эпизода для проекта «1917» участвовали артисты балета петербургских театров, а костюмы любезно предоставил Александринский театр. К слову: усилиями Валерия Фокина и коллектива театра спектакль «Маскарад» воссоздан в авторской трактовке и идет сегодня на сцене – и этим совпадением мы тоже не могли не воспользоваться.
Ключевой эпизод – штурм Зимнего, на мой взгляд, один из самых энергетичных и мощных. Он тоже создавался с участием массовки. Тут нам очень помогли реконструкторы военно-патриотической организации «Красная звезда». Потрясающие люди, глубоко интересующиеся эпохой, погруженные в нее, да к тому же по-человечески очень симпатичные. Костюмы революционных матросов и рабочих – абсолютно аутентичны, времени и эпохе соответствует каждый стежок.
Музыка и спецэффекты к проекту «1917» – наша особая гордость, коллективный труд композиторов, звукорежиссеров, музыкальных редакторов… Музыкальный файл рождался как никогда сложно. Ведь если отталкиваться от настроения времени – пронзительно трагичного, то мы, по идее, должны были погрузить зрителя в 13 минут настоящего музыкального ада… Можно было просто выбрать самую страшную тяжелую музыку и смиксовать ее… Но мы нашли другой выход. В музыкальное полотно вплетены шедевры Мусоргского, Чайковского, Шостаковича, Глинки, Шнитке, Бетховена, Прокофьева, на финальных эпизодах – музыка из кинофильмов, мелодия из знаменитого романса… Но не буду спойлерить! Приходите на Дворцовую и все услышите сами.