РЖД объяснили степень своей ответственности за печально знаменитый переход в створе Туристской улицы. Оплачивать строительство надземной или подземной переправы по закону, уверена компания, должен субъект РФ. Между тем число жертв «смертельного перехода» с начала года достигло семи.
Октябрьская дирекция инфраструктуры РЖД ответила на обращение жителя Приморского района Никиты Юферева по поводу «смертельного перехода» в створе Туристской улицы. Петербуржец предлагал обязать машинистов электропоездов делать остановку перед этим переходом. Письмо Юферева было перенаправлено в дирекцию из электронной приемной президента РФ.
«Движение граждан из одного микрорайона в другой через железнодорожные пути не связано с доступом пассажиров к железнодорожной инфраструктуре», – говорится в ответе. А строительство подземного или надземного перехода — вопрос развития пешеходной инфраструктуры района. В соответствии с ФЗ-17 «О железнодорожном транспорте» надземные и подземные переходы должны строиться за счет субъектов РФ, а не РЖД.
«В случае принятия администрацией Приморского района Санкт-Петербурга такого решения, ОАО «РЖД» окажет содействие в выдаче технических условий на строительство объекта и предоставлении «окон» в графике движения поездов для выполнения необходимых работ», – отметили в компании.
Статья 10 упомянутого закона регулирует хозяйственное использование железнодорожных объектов. Во второй ее части говорится, что расходы по строительству и содержанию таких объектов несут владельцы инфраструктуры, а также субъекты РФ и местные бюджеты, если дело касается объектов регионального и местного значения.
В администрации Приморского района вопросу «Фонтанки» удивились.
- Я уже кому только не отвечал, что принял все возможные меры на своем уровне, – сказал корреспонденту глава района Николай Цед. – Написал соответствующие письма на имя руководителя РЖД Белозерова, подключил нашего сенатора Кутепова.
– Подземный или надземный переходы — это чья зона ответственности?
- РАО «РЖД».
– А они говорят, что ваша и Петербурга.
- Пусть они не лукавят. Мы даже кусок асфальта не имеем права между рельсами положить.
Эксперты, близкие к транспортной отрасли, однако, отмечают, что глава Приморского района все же заблуждается. Еще в 2012 году губернатором Петербурга было подписано соглашение, по которому это сфера ответственности города, а не РЖД. С тех пор Минтранс помогает из бюджета только на переходы, которые строятся на дорогах, где проходят скоростные электрички до Москвы и Финляндии.
Как сообщили «Фонтанке» в КРТИ, ведомство ведет переговоры с РЖД об определении источников финансирования для создания подземного или наземного перехода в этом месте. Причем эти переговоры начались еще до того, как переход на Туристской получил огласку в СМИ. Уже есть проектная документация для создания автомобильного путепровода. Проблема в том, что на северной стороне от железной дороги в месте съезда с предполагаемого путепровода расположен стартовый котлован метро. Оттуда начиналась проходка линии от «Беговой» до «Приморской». Туда же сейчас возвращают проходческий щит, который должен начать копать тоннель в сторону Шуваловского проспекта к будущей станции «Планерная». До тех пор, пока щит оттуда не выйдет, построить путепровод невозможно. Проекта перегона до «Планерной» пока нет. В схеме развития метрополитена эта станция заявлена на период до 2022 года.
Депутат ЗакСа Михаил Амосов 14 ноября встретится с губернатором Георгием Полтавченко, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Депутат считает, что хорошим выходом было бы строительство надземного перехода.
Несмотря на то, что многие урбанисты уверены, что неправильно загонять людей под землю, активные жители Приморского района, которые каждый день пересекают нехороший участок железнодорожного полотна, сомневаются, что это — самый удобный для людей вариант, и предлагают подземный вариант.
«Если построят надземный переход и он будет как на Яхтенной, то это сделает ситуацию только хуже, – сказал «Фонтанке» Никита Юферев. – Потому что никто не будет подниматься на 4 пролета вверх – все будут перебегать понизу. Станет даже опасней. Я много с кем общаюсь в районе, и в целом есть консенсус, что подземный переход сразу под Приморским шоссе, железной дорогой и трубами с кипятком решил бы все проблемы. Если бы его соединили с вестибюлем метро «Беговая», то мы, местные жители, поставили бы памятник чиновнику, который такое решение примет. Главное, чтобы вход и выход из перехода были удобными, как это сделано на Елагином острове – удобно и для пожилых, и для инвалидов, и для велосипедистов, и для родителей с колясками».
«С точки зрения удобства пешеходов на этом участке нужен подземный переход, – говорит лидер движения «Красивый Петербург» Красимир Врански. – Человеку всегда легче спуститься, чем подниматься по ступенькам. К тому же, если делать надземную конструкцию, то она должна быть намного выше натянутых над железнодорожным полотном проводов. То есть она будет нестандартно высокая. Мы уже имеем переходы «креветка» и «краб» на проспекте Славы, и на них постоянно жалуются жители. В створе Туристской нужен переход, как на Удельной. Правда, там его сделали некачественно, там скапливается дождевая вода. Но принцип правильный».
Но даже если решение о строительстве некоего сооружения будет принято, остается открытым вопрос, как оформить местность на время строительства. Если поставить шлагбаумы, это может не остановить людей, и кто-нибудь рано или поздно застрянет на рельсах между двух перегородок.
Еще один житель Приморского района – Марк Львов в социальных сетях предлагает решить проблему разведением потоков. «В сторону Приморского шоссе должна быть одна дорожка и шлагбаум на подходе к путям, и обратно от Приморского шоссе в сторону ул. Мебельной – вторая дорожка со своим шлагбаумом перед путями, – пишет Львов в социальной сети «ВКонтакте». – На выходе с путей шлагбаум ставить не нужно».
Ранее «Фонтанка» сообщала, что на «смертельном переходе» с начала 2017 года погибли 6 человек. Позже выяснилось, что жертв было семь: 23 апреля на переходе поездом был сбит 19-летний Андрей Гуревич. «Было 21:15, 21:30, свидетели говорят, что поезд не гудел, был вечер, темно, не увидел, – рассказал «Фонтанке» отец погибшего Александр Гуревич. – Да, у него были наушники в ушах, но если бы поезд подавал сигнал, не услышать было бы невозможно». Вопросом подземного перехода в створе Туристской занимаются в «Метрострое». По данным Смольного, стоимость отдельного подземного перехода с выносом сетей составляет в среднем миллиард рублей.
Осталось только дождаться, чтобы все задействованные в этой ситуации стороны договорились не только о способе решения проблемы, но и о том, кто это решение оплатит.
Венера Галеева, Николай Кудин
"Фонтанка.ру"