Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -3

5 м/с, южн

744мм

73%

Подробнее

Пробки

8/10

BadComedian: Пропаганда в кино становится изысканней

41686
ПоделитьсяПоделиться

Почему последние фильмы Звягинцева и Германа-старшего – скучные? Для кого снимали «Матильду»? Как намыть денег на кинематографе? И почему нужно «послать куда подальше» критиков сериала «Спящие»? «Фонтанка» встретилась и поговорила о российском кино с видеоблогером и автором YouTube-канала BadComedian Евгением Баженовым.

- Женя, добро пожаловать в город трех революций. Как ты считаешь, российскому кино нужна революция? Что бы ты изменил в российской киноиндустрии в первую очередь? 

– Кино нельзя рассматривать отдельно от всего, что происходит в государстве. Развитие кино напрямую зависит от состояния экономики. Экономика у нас такая, и кино – такое же. При этом всё то, что происходит в российском кино, не зависит от творцов. Творцы делают свое дело. В российском кино, к счастью, еще случаются мощные творческие вспышки, но это не значит, что наш кинематограф хороший. Просто существуют яркие его представители, чьи работы – это, скорее, прецеденты, а кино у нас, в общем-то, так себе. И менять необходимо всю систему в целом.

- Если говорить про яркие кинематографические вспышки, которые, по твоим словам, все еще случаются в российском кино, то я бы вспомнил три вышедших в этом году фильма из разряда авторского кинематографа – это «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Аритмия» Бориса Хлебникова и «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта. Согласен с этим списком главных артхаусных кинопремьер года? 

– Я в этом году смотрел из русского кино только «Матильду». Про «Аритмию» наслышан и предполагаю, что это замечательный фильм потому, что Хлебников снимает хорошие картины. Даже не посмотрев его новую работу, как в Интернете говорят, – ставлю ему заранее «лайк». Звягинцева я не люблю. И это притом что я фанат его «Возвращения». Восхитительный и очень талантливый фильм. Но остальные его картины, «Елена» или тот же «Левиафан», фильм, на который я делал обзор, я бы пересматривать не стал. Признаюсь, что до «Нелюбви», так же, как и до фильма про Витьку Чеснока, я еще не добрался.       

 - Как такое возможно – главный по кино в «Ютьюбе» вдруг говорит, что не смотрел самые известные российские фильмы этого года? Это удивительно. 

– Я за редким исключением не смотрю фильмы, которые идут в кинотеатрах. Я же вообще, как правило, из дома не выхожу и смотрю только те релизы, которые выходят на iTunes или на киносайтах. Раньше у меня были обзоры премьер, но сейчас я от этого отказался, поскольку для меня важно показывать какие-то кадры, объяснять свое видение того, что хорошо и что плохо, на конкретных примерах, а не просто сидеть перед камерой и говорить, что мне понравилось, а что нет. Короче говоря, с премьерами у меня не заладилось, и я на премьеры перестал ходить. Вот на «Матильду» в виде исключения сходил.

- О «Матильде» обязательно поговорим еще, а пока вопрос о том, пользуешься ли ты торрент-трекерами и как относишься к интернет-пиратству? 

 - К сожалению, сейчас очень сильно «прижали» торрент-трекеры. И те, кто с ними борются, сами не понимают, что творят. На торрентах есть очень много фильмов, музыки и книг, которых в лицензионном виде просто негде взять. Раньше же правообладатели договаривались с торрентами, с тем же RuTracker, об удалении новинок и кинопремьер (RuTracker.org (ранее — Torrents.ru) -  крупнейший русскоязычный BitTorrent-трекер, насчитывающий более 15 млн зарегистрированных учётных записей портал, предназначенный для обмена файлами. Входит в список запрещённых сайтов. – Прим. «Фонтанки»). Тем не менее государство зачем-то «додавило» торренты, убив тем самым для многих людей единственную возможность знакомиться с огромной библиотекой замечательного кино. 

Лично я, естественно, пользуюсь торрент-трекерами, в том числе для скачивания фильмов, подпадающих под определение грайндхаус (в классическом смысле «грайндхаус» – это направление кинематографа, получившее свое название от названий американских кинотеатров, в которых показывались так называемые эксплуатационные фильмы с большим количеством крови, насилия и секса. – Прим. «Фонтанки»). В этих фильмах очень много странных и интересных находок, которые мало используются в современном кино. Без торрентов этого всего не увидишь. Спасибо им за такую возможность. Разумеется, я поддерживаю блокировку ресурсов, связанных с терроризмом или педофилией, но я против того, чтобы закрывались хорошие и полезные сайты. 

Когда производители фильмов пеняют на «пиратов», это напоминает отговорку. Рынок DVD умер. Blue-ray умер. iTunes существует, но им мало кто пользуется. В общем, печально, что людей лишают возможности свободно знакомиться с гигантским достоянием не только мирового кино, но и литературы. 

СПРАВКА: Евгений Баженов – российский видеоблогер, стендап-артист и обозреватель кинофильмов, создатель YouTube-канала BadComedian, на который подписано более 2 млн человек. В своих видеообзорах Баженов высмеивает российские и чуть реже западные фильмы. Самые популярные обзоры на канале BadComedian посвящены фильмам «Взломать блогеров» (7,5 млн просмотров), «Притяжение» (6,7 млн просмотров) и «Викинг» (6,6 млн просмотров).     

- Про «Матильду», которую ты все-таки посмотрел. 25 млн долларов. Что скажешь? Стоит того? 

– Мне фильм не понравился. Я не понимаю, для кого это кино снято, не понимаю, кому это может быть вообще интересно. Только тем, кому нравятся костюмы? Сценарно фильм очень слабый, кино затянуто. Смотреть невыносимо. Да, костюмы, да, актерские работы, но монтаж фильма клиповый, и нарезано всё, на мой взгляд, просто отвратительно. Главная сюжетная идея в том, что Николай на протяжении всего фильма разрывается между любовницей и Россией. Что ему выбрать, Россию и законную супругу или балерину? Больше никаких вопросов в фильме нет. Кому такое понравится? Думаю, что только Учителю, а также продюсеру этого фильма Винокуру.     

- А что ты думаешь по поводу всего того «хайпа», который сопровождал работу над этим фильмом?  

– Надеюсь, что Поклонская посмотрела этот фильм. Без нее никто бы и не узнал про эту «Матильду». Сложно представить себе рекламную кампанию лучше.  Я вообще не понимаю, почему Николай II – святой. Ну, ок, допустим. В фильме его показали каким-то совсем уж слабохарактерным и «отбитым» персонажем.

- А что бы ты сказал про тех, кто поджигал машины, звонил в кинотеатры с угрозами?   

– Ну, «отбитые» люди они есть везде. Тут нечему удивляться. Есть нормальные способы урегулирования любой премьеры – можно написать заявление в прокуратуру. Противники «Матильды» написали. Прокуратура в этом фильме ничего противозаконного не нашла. Какие еще вопросы? Понятно, что у нас светская страна только по документам, но с чего вдруг кто-то считает, что у нас все должны молиться Николаю? Сама же Поклонская заявила, что Ленин равен Гитлеру. Это тоже могло кого-нибудь оскорбить. Но это ее мнение. Пусть так считает. А режиссеру «Матильды» говорить то, что он думает, почему-то нельзя. 

В конце концов, съемки этого фильма спонсировало государство. Пусть противники «Матильды» идут и у государства спрашивают, а не у режиссера.     

- И все-таки, 25 млн долларов – это огромная сумма. В России можно найти подобные деньги на кино, не прибегая к помощи государства? 

– Без поддержки государства нашим кинематографистам не обойтись. Правда, те 25 млн – это не только государственные деньги. У нас почти на всех больших проектах кто-то неплохо нагревается. Везде же люди, и везде есть какие-то схемы. Съемки кино, и особенно сериалов – это очень удобно для того, чтобы отмывать деньги. Я не говорю, что «Матильду» снимали для этого. Разумеется, нет, но то, что в России именно так обстоит ситуация со многими сериалами, – это точно. В сметы вписывают все, что угодно, и это никак не контролируется. Тот же «Викинг», насколько мне известно, снимали семь лет. Что они там делали в течение всего этого времени, непонятно. При этом им деньги государство давало, когда курс доллара был еще вполне нормальным. А там, я напомню, речь идет про 20 млн долларов. 

- И это не Герман-старший, который снимал свой последний фильм вечность. 

-  К этой картине – «Трудно быть богом», которую восхваляют все критики, я не очень хорошо отношусь. У Германа есть великие фильмы, но этот к ним не относится. Я не изысканный ценитель, я – обычный человек, и от лица обычного человека могу сказать: никто вообще не понимает, зачем это было снимать, зачем так издеваться над прекрасной книгой братьев Стругацких.

- Простые зрители, мне кажется, такие фильмы и не смотрят. Люди смотрят сериалы по телевизору. В том числе сериал «Спящие», который снял твой любимый режиссер Юрий Быков. Эту работу только ленивый не обвинил в пропаганде, а сам режиссер даже собрался уходить из профессии. Ты как к этому всему относишься? 

– Быков взял денег у государства и снял фильм «Майор», потом за деньги государства снял «Дурака». В этих фильмах он обличает существующую систему. Еще раз подчеркну, он сделал это на государственные деньги. Теперь он снял фильм, в котором демонстрирует другое, противоположное отношение к тому, что происходит в стране, и тут же на него все накинулись. Те, кто нападает на Быкова за его «Спящих», почему-то согласны смотреть снятое на государственные деньги кино, в котором государство критикуется, но не согласны смотреть фильмы, в которых показывается другое отношение к власти. Это очень странная позиция. Наглое лицемерие. Я бы на месте режиссера послал бы всю эту толпу куда подальше, и не понимаю, почему Быков этого не сделал.

Что касается заявлений режиссера о том, что он якобы уходит из профессии, то и это мне кажется очень странным. Я не очень понял этот поступок. Как по мне, Быков, которого я очень уважаю, и картины которого я очень люблю, проявил слабость. Какая-то обидная и мерзотная ситуация. У него есть зрители. Какое ему дело до интернет-критиков? На их мнение можно «положить». Давайте начнем еще и всех актеров, которые снимаются на государственные деньги в государственных фильмах, поливать грязью. Так они же, если перестанут сниматься в таком кино, все с голоду перемрут. 

- Грядут выборы президента. Можем ли мы предположить, что таких сериалов и таких пропагандистских фильмов будет появляться все больше и больше? 

– Да, их всегда было много. Другое дело, что сейчас к пропаганде стали подходить чуть тоньше. Если раньше пропаганда была абсолютно тупой, такой, например, как продолжение «Утомленных солнцем», то сейчас она стала изысканной и зрелищной. Тот же «Салют-7» или «Время первых» – это абсолютно пропагандистские работы. И люди это хавают. Правда, иногда случаются и проколы, как вышло с фильмом «Крым», например.       

Беседовал Даниил Ширяев, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close