Институт гриппа почти за полмиллиарда переоборудует один из своих корпусов в Петроградском районе Санкт-Петербурга под хранилище опасных вирусов. В нем смогут хранить вирусы птичьего гриппа, холеры, тифа. Все безопасно и в итоге защитит Россию от биотеррористов.
20 ноября Институт гриппа определит подрядчика, который за 472 млн рублей переделает одно из старых зданий института на Петроградской стороне под научно-лабораторный корпус, в котором будут созданы условия для хранения коллекций вирусных изолятов — более 20 тысяч опасных микроорганизмов. В проектной документации указано, что работа там будет вестись с вирусами вплоть до II категории патогенности, в которую, по санитарным правилам, входят птичий грипп, холера и сибирская язва.
30 октября Владимир Путин на заседании президентского Совета по правам человека в Кремле заявил об угрозе: якобы в России некие иностранцы непонятно в каких целях собирают «биологический материал» о проживающих в стране людях. Появились даже догадки о создании точечного биологического оружия. А на следующий день, 31 октября, Научно-исследовательский институт гриппа в Петербурге объявил конкурс на строительство хранилища биологических материалов, спроектированного компанией «Верфау», 75% которой, по ЕГРЮЛ, принадлежит КОО «Бристолс Эл Эл Си» из США. Деньги выделяются в рамках борьбы с «биологическим терроризмом».
Новейшая вирусная лаборатория
Как следует из проектной документации, под хранилище будет переделан типовой советский корпус института 1958 года постройки по адресу: улица Профессора Попова, дом 15/17, Б8-Б1. Здание плотно окружено жилыми домами и социальными объектами — рядом с ним находится станция неотложной медицинской помощи, гимназия № 70, детский сад № 30, детская психиатрия. В результате перестройки он превратится в передовую вирусную лабораторию.
На первом этаже создаваемого научно-лабораторного корпуса запроектирован комплекс помещений для хранения вирусных популяций, а также ряд обслуживающих его лабораторий. На 2-м этаже разместятся помещения инженерных систем – вентиляции и кондиционирования, связи и сигнализации, компьютерной сети и пункт постоянного дежурства. В подвале здания — убежища гражданской обороны.
Работа с вирусосодержащим материалом будет локализована на 3-м этаже. Там появятся три автономные «заразные» зоны, сообщающиеся между собой шлюзами с гермодверями. Каждая из них будет представлять собой трехмерный замкнутый герметичный контур со своей собственной автономной системой вентиляции. Все три помещения будут находиться под контролируемым отрицательным давлением, туда же проведут отдельную спецканализацию.
Каждая из «заразных» зон будет способна функционировать автономно от остальных, что позволяет в случае необходимости проводить их ремонт без полного прекращения работ на этаже. Во избежание проникновения микроорганизмов высокой группы патогенности из защищенных помещений в систему водоснабжения на ответвлениях от стояков установят клапаны обратного тока. А на случай аварийного отключения питания подготовят дизельную электростанцию.
В здании будут работать 30 человек, как отдельно уточняется в документации – 15 мужчин и 15 женщин. При этом в «заразной» зоне здания смогут находиться лишь от 6 до 22 человек.
Для прохода персонала на границе «чистой» и заразной» зон предусмотрены санпропускники (шлюзы) с герметичными дверями. Гермодвери шлюза не будут открываться одновременно, за исключением поступления сигнала о пожарной опасности или биоаварии. При этом туалеты персонала устроены только со стороны «чистой» зоны. Время непрерывной работы в лабораторных помещениях будет ограничено – не более 4 часов, после которых устанавливают 30 – 60-минутный перерыв.
Какие вирусы поселятся в хранилище
Самый волнующий момент: с чем будут работать в этих лабораториях и какие вирусы попадут в хранилище. Как говорится в документах, проектом предусмотрены хранение и работы с микробами, способными при попадании в организм вызвать инфекционное состояние, — так называемыми патогенными биологическими агентами (ПБА) 3-й и 4-й групп патогенности. А также возможность хранения и диагностической работы с ПБА 2-й группы патогенности.
К 2-й группе, согласно установленным санитарным правилам, относятся вирусы гриппа птиц, сибирская язва, холера, крысиный сыпной тиф, клещевой энцефалит, коровье бешенство, орнитоз-пситтакоз, бластомикоз, ботулизм. К 3-й – вирусы гриппа и ОРВИ (аденовирусы, риновирусы, РС-вирусы, вирусы парагриппа, бокавирусы, метапневмовирусы, вирусы птиц и свиней (низкопатогенные). В хранилище будет находиться одновременно не менее 20 тысяч единиц ПБА.
Реагенты и дезсредства, образовывающиеся в лабораториях, через производственную канализацию будут отправляться в систему обеззараживания и после термической обработки сливаться в городскую канализацию.
Экспериментальные исследования будут проводиться с использованием роботизированных станций, что минимизирует присутствие персонала и его контакт с патогенным материалом и химическими реагентами. Сам объект будет взять под круглосуточную охрану от возможных террористических атак: на территории развернут видеонаблюдение, проходящих и проезжающих через КПП будут проверять на предмет проноса и провоза запрещенных веществ.
Возможными биологическими авариями с разбрызгиванием объектов исследования в воздух будет заниматься специально созданная комиссия, а принимать решения по их ликвидации – лично директор НИИ гриппа. Как следует из документации, при пожаре в здании никаких дополнительных мер биологической защиты не потребуется – при температуре более 100 C все используемые в лаборатории вирусы погибнут сами.
Построят хранилище к 25 декабря 2018 года. В компании «Верфау», которая зачастую создает объекты «под ключ», отказались комментировать, планируют ли они участвовать в конкурсе.
В Минздраве России, которому подчиняется институт, все вопросы переадресовали к самому НИИ. А там на запрос «Фонтанки» о необходимости стройки именно в центре города и выборе для проектирования именно американской компании на момент публикации материала ответить не успели.
Однако в статье сотрудника института Михаила Еропкина на сайте НИИ говорится, что хранилище в центре города понадобилось из-за того, что институт планирует существенно расширить и модернизировать свои коллекции вирусов по федеральной целевой программе «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (на 2015 – 2020 годы)».
Сейчас в структуре института есть коллекция гриппа и других вирусов, вызывающих ОРВИ, клеточных линий, использующихся в вирусологических исследованиях, а также биотехнологических продуктов: штаммов-реассортантов, предназначенных для производства гриппозных вакцин. Институт располагает также небольшой коллекцией сывороток крови, ассоциированных с гриппом и ОРВИ.
«Планируется расширение коллекции сывороток до уровня банка, что позволит, используя результаты их тестирования, получать объективную информацию о состоянии популяционного иммунитета в Северо-Западном регионе страны, данные о циркуляции возбудителей новых и возвращающихся инфекций, а также определять национальные потребности в производстве или закупке вакцин, – говорится в статье. – Новое помещение будет возведено в соответствии с GLP (надлежащей лабораторной практикой) для работы по II – IV группам патогенности».
Программа по защите от биологического терроризма
Из текста ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации», по которой создается хранилище, следует, что её цель – борьба с птичьим гриппом, другими опасными вирусами, а также с биологическим терроризмом.
«Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляют эпидемические и эпизоотические вспышки новых и вновь возникающих инфекционных болезней (тяжелый острый респираторный синдром, грипп птиц и др.), большинство которых характеризуются внезапностью возникновения, высокой смертностью, отсутствием методов диагностики и лечения, а также значительным уровнем затрат на проведение противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий», – говорится в документе.
«Вследствие широкой доступности технологий культивирования патогенных микроорганизмов, отсутствия механизма контроля за соблюдением Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года возрастает опасность изготовления биологических поражающих средств различными террористическими и экстремистскими организациями и осуществления ими актов биологического терроризма».
Поэтому, как заключают авторы программы, необходима скорейшая разработка и внедрение в практику высокочувствительных препаратов, основанных на генетических и иммунохимических методах и обеспечивающих экспрессный анализ, эффективных пробоотбирающих устройств, «способных выявить патогены во внешней среде и диагностировать вызываемые ими заболевания».
Просто птичий грипп
Опрошенные «Фонтанкой» эксперты не видят причин для паники в том, что в центре Петербурга появится вирусное хранилище. Они сомневаются, что институт будет работать в новых лабораториях с чем-то страшнее птичьего гриппа. Однако не исключают, что при создании живых вакцин для профилактики могут использоваться и другие микроорганизмы в ослабленном виде.
Главный инфекционист Петербурга Юрий Лобзин, офис которого находится на одной улице с институтом гриппа, заявил, что не в курсе постройки хранилища. Но отметил, что его появление вполне закономерно, учитывая, что институт – один из опорных центров Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по наблюдению и мониторингу за вирусом гриппа в мире.
А руководитель государственной коллекции вирусов при НИИ вирусологии Петр Дерябин заверил «Фонтанку», что объект будет полностью безопасен.
– У нас в институте (в Москве) есть не просто хранилище, а целая государственная коллекция вирусных штаммов, которые хранятся с 1944 года, – рассказал Дерябин. – Для того, чтобы вирусами заразить человека, они должны попасть в кровь. Ни разу еще не было ни одного случая за многие десятилетия существования государственной коллекции, чтобы были какие-то случаи заражения, инфекции, чтобы кто-то пострадал. Это просто невозможно, учитывая условия хранения, в которых они находятся.
По его словам, обширная коллекция вирусов крайне необходима ученым для получения новых диагностических и лечебных препаратов и вакцин и в целом развития практической науки. А для её расширения «под новые мощности» будут использоваться вирусы, которые выделяются от больных людей, животных, насекомых и других переносчиков инфекций.
– Для института гриппа, если они хотят расширять коллекцию, первый путь – это во время вспышки, эпидемии гриппа проводить гораздо больше исследований, для изоляции различных интересных штаммов вируса. Второй — обмен штаммов, – отметил Дерябин. – Наиболее интересные штаммы, которых даже может не быть у нас в России, поскольку нет заболеваемости, они будут закупать в коллекциях за рубежом. Есть американская коллекция, есть национальные коллекции в Великобритании и во Франции.
Так что скоро президенты этих стран с полным правом смогут заявить, что в далёком Петербурге собирают генетический материал их граждан.
Илья Казаков, «Фонтанка.Ру»