100 лет назад была принята Декларация прав народов России. Документ, подписанный вождем революции Лениным и будущим вождем народов, а в то время наркомом по делам национальностей Сталиным, предусматривал для каждого народа России возможность создания самостоятельного государства. О том, к чему это привело, рассказывает Константин Ранкс.
Сто лет назад Совет Народных Комиссариатов выпустил Декларацию прав народов России – документ, влияние которого ощущается и ныне. В нем признавались равенство и суверенность всех народов России, отмена всех национально-религиозных привилегий и право на свободное самоопределение вплоть до образования самостоятельного государства.
Эта Декларация была логическим развитием взглядов Ленина на будущее Европы. Еще в сентябре 1914 года он писал о необходимости превращения «...всех отдельных государств Европы в республиканские Соединенные Штаты Европы, отрицая великорусский и прочие разновидности шовинизма... освобождения и самоопределения угнетенных Россией народов, с ближайшими лозунгами демократической республики, конфискации помещичьих земель и 8-часового рабочего дня».
В Финляндии, на Украине, на Кавказе и в Прибалтике декларацию восприняли с воодушевлением — по сути дела, Россия добровольно самораспускалась. Надо заметить, что мысль о возможности самоопределения упала на благодатную почву популярности идей так называемого «национального возрождения», которые расцветали не только в Российской, но и, например, в Австро-Венгерской империи, которая, вообще, развалилась после Первой мировой.
Однако Европа не спешила идти социалистическим путем развития. Зато большевикам удалось взять власть над большей частью бывшей Российской империи и создать новое государство — Союз Советских Социалистических Республик. И, согласно его конституциям, за каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР.
Именно это право было формальным основанием для ухода республик из СССР в начале 90-х. Но если распад Советского Союза прошел относительно мирно (хотя и был целый ряд трагических событий), то в Союзной Югославии он привел к кровопролитнейшей гражданской войне, в которую влезли и Европа и США, пытаясь успокоить бывших сограждан.
Тем не менее, надо признать, что в объединенной Европе не перевелись ни националисты, ни сепаратисты. По-прежнему много регионов, где мечтают об отсоединении и организации собственного государства. Периодически устраивают референдумы шотландцы, трещит по швам Бельгия, есть проблемы в Италии. Ну а самый яркий пример — события этой осени в Каталонии. Примечательно, что объединенная Европа и в лице центральной власти в Брюсселе, и в лице руководства стран-членов, категорически выступила против распада Испании.
Так что идеи Ленина-Сталина актуальны и сегодня. Только уже не вызывают таких восторгов, как сто лет назад...