Как культурный архетип русского народа помешал снять «Игру престолов», как правильно чистить зубы и бороться с цензурой, рассказал 16 ноября министр культуры Владимир Мединский. В свою лекцию о революции в искусстве в рамках Санкт-Петербургского культурного форума чиновник вложил ошеломляюще разнообразное содержание. Такой же разнообразной оказалась и собравшаяся на выступлении публика.
Слушатели лекции Владимира Мединского начали собираться в выставочном зале «Манеж» больше чем за час до выступления. Леди в уютных кардиганах, джентльмены в костюмах-тройках, студенческого вида девушки в обтягивающих пиджаках занимали места на ступенях временно выстроенного здесь амфитеатра. Лишь историк Лев Лурье, только что закончивший читать в Манеже лекцию «Революция и амнистия», предпочёл нервно покурить у крыльца и быстро скрыться в петербургской осенней мгле.
Мединский собирался поведать о «Культуре в революции и революции в культуре», но сразу предупредил, что «постепенно сместится в другую область». И своё слово сдержал.
Революцию 1917 года Владимир Мединский называет «Великой русской революцией» – как пояснил чиновник, он следует рекомендациям единого учебника истории. «По масштабу влияния на жизнь цивилизации это явление сравнимо с рождением Иисуса Христа», – полагает министр. Впрочем, по его словам, интереснее размышлять не о том, как революция повлияла на культуру, а как культура влияла на революцию: «Русская революция – это прямой результат русского культурного архетипа. Да, мы читали Ленина и Маркса, знаем, что есть социально-экономические противоречия, переход одной формации в другую. Но всё-таки революция произошла не в Германии и не в Англии, а в России», – подчеркнул министр.
В основе русского культурного архетипа – понятие справедливости, уверен Мединский. Причём «хрестоматийные иллюстрации» этого качества можно было увидеть как в царские, так и в советские времена: дочери Николая II сами подавали выжившим в Русско-Японскую войну матросам крейсера «Варяг» чай, а во время Первой мировой войны служили в госпиталях. Во время Второй мировой «у всех членов ставки Верховного главнокомандования были дети призывного возраста. Они не сидели в штабе. У Сталина воевали два сына – один погиб, другой нет. Зная характер Василия Сталина (прошёл Великую Отечественную войну в качестве лётчика, умер в 1962 году. – Прим. ред.), видимо, исключительно по статистической погрешности».
Но народ подталкивала к революции и «мозолила ему глаза другая часть элиты» – «олигархия, дельцы, та квазиэлита», которая «наживалась на военных поставках». А также «журналисты, публицисты, профессора».
«В нашей культуре нет полутонов: ты за красных или за белых. Отсюда и радикальность в общественных процессах, – считает Мединский. – Обратите внимание, как летопись рассказывает историю святого равноапостольного Владимира. Пока он не крестился, такой the bad был, а потом стал the good. Русскому человеку тяжело сделать такое кино, как «Игра престолов». Потому что все эти герои – они ни хорошие, ни плохие, они непонятно какие. А вот про князя Владимира мы можем», – заключил чиновник.
Речь министра отличалась, прямо скажем, некоторой эклектичностью. Читая доклад, Мединский сделал попутное отступление о том, чем «культура отличается от искусства»; объяснил, что культура началась, как только «homo sapiens вышел из Африки, взял в свои руки орудие труда и начал что-то созидать»; отметил, что Николай II был «замечательным семьянином и прекрасным человеком», но у него была «потрясающая способность находиться не в том месте и не в то время».
Говоря о возрождении интереса к классической музыке, министр поприветствовал присутствующего в зале музыканта Юрия Башмета. А за спиной у лектора, тем временем, менялись слайды с советскими плакатами: «Октябрьская революция – путь к светлому будущему», «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», «Мы хотим учиться».
Закончил министр двумя шокирующе неожиданными тезисами. Он объяснил, как «геофизическая карта Российской империи» повлияла на сложившийся здесь «типаж отношений»: «Среди этих лесов, полей, степей, долин – удивительная и нигде не повторяющаяся в мире разветвлённейшая сеть рек и озёр. С нашим климатом вы полгода путешествуете из варяг в греки: летом взял лодку и поплыл без всяких усилий; зимой поставил эту лодку на полозья, запряг лошадку – и это хайвей. А зачем строить дороги? Камня нет, рабского труда нет».
Кроме того, министр объяснил, что в современной России нет «никаких искусственных идеологических скреп»: «Нет никаких предчтений и предпросмотров. Почему мы отказываемся сознательно от любых творческих ограничений и цензуры? Потому что опыт этих ограничений показал: такой диктат не просто неэффективен, но вредоносен для государственного строительства». Самая надежная опора для государства – «создать просвещённого, свободно мыслящего человека», уверен министр.
«Это какой-то анекдот»
Последняя фраза как будто сама собой подталкивала спикера, чтобы поговорить о так называемых «чёрных списках Минкультуры» – выложенных в сеть бумагах, согласно которым персонами нон-грата на форуме являются и кинорежиссер Александр Сокуров, и писатель Борис Акунин, и худрук БДТ Андрей Могучий, а глава Малого драматического театра Лев Додин «склонен к размыванию традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Однако Владимир Мединский никаких комментариев по этому поводу не сделал и перешёл к сессии "вопрос-ответ" с гостями лекции.
Первый вопрос чиновнику задал главный редактор газеты «Общество и экология» Сергей Лисовский – завсегдатай подобных мероприятий, участвовавший, в том числе, в пресс-конференциях Владимира Путина. Журналист неожиданно поинтересовался отношением министра к экологии культуры, и спикер признался, что «заставляет детей кран закручивать», когда они чистят зубы: «Посчитайте, сколько воды за это время утекает, умножьте на население – и мы лишимся Байкала». Неравнодушен чиновник оказался и к проблемам утилизации отходов: «Мы мусор кладём в пакет целлофановый из магазина, ручки завязываем – и в помойку. Вы знаете, сколько разлагается этот пакет? Никто не знает. По оценкам, 200 – 300 лет. Что происходит внутри этого пакета? Какие химические процессы? А это всё закапывается».
Впрочем, уже второй вопрос оказался острым – одна из слушательниц всё-таки спросила про запретные списки, и министр заявил, что воспринимает новости об этом «как анекдот».
«Андрей Могучий переназначен директором Большого драматического театра, он ведёт на культурном форуме секцию. Льву Додину мы строим второй театр (вторая сцена МДТ. – Прим. ред.). Это самая большая стройка драмтеатра в Петербурге или в России. На бланке министерства какие-то пометки от руки (фамилии Додина и Могучего были внесены в «список Минкульта» от руки. – Прим. ред.)... вы всерьез думаете, что это правда? Не смешите», – отрезал министр, и аудитория встретила его слова аплодисментами.
По мере того как зрители задавали следующие вопросы, обстановка на встрече всё больше напоминала цитату из «Алисы в стране чудес»: «Всё страньше и страньше! Всё чудесатее и чудесатее!» Уже следующая гостья вернула главного культурного чиновника России к вопросам экологии – потому что есть люди, «которых это интересует». Дама попросила министра подробнее обсудить тему «раздельного сбора мусора» и призналась, что «сознательно много лет фильтрует мусорные отходы». Мединский это начинание поддержал, заявив, что давно пора возродить в России сбор металлолома и макулатуры.
Кроме того, к Мединскому обратился мужчина с видеокамерой. «Дайте, пожалуйста, ответ клеветникам России по поводу вашей диссертации!» – воззвал гость, и снова прозвучали аплодисменты зала, правда, более жидкие, чем в первый раз. Пообщался чиновник и с директором Музея советского быта, который попросил подарить ему джинсы, и с дамой, занимающейся «межкультурным и межнациональным диалогом относительно народов Российской Федерации» и возрождением традиций.
Встреча с закончилась короткой пресс-конференцией. Министр сидел на ступенях амфитеатра, окружённый сотрудниками Федеральной службы охраны, журналисты безуспешно пытались подступиться, Мединского почти не было слышно. Тем не менее глава Минкульта успел поведать, что не настаивает на отставке гендиректора Российской национальной библиотеки Александра Вислого, что не считает излишним число документов, которые должны собирать культурные учреждения – получатели бюджетных средств: «Если вы хотите получать бюджетные деньги, будьте готовы за них отчитываться».
На прощание министр позволил нескольким слушательницам сделать с собой селфи и отправился в Этнографический музей – вручать на торжественном приёме премию «Меценат года».
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»