Главный стратег России Алексей Кудрин указал петербургскому бизнесу путь в светлое будущее. Многие восприняли это выступление едва ли не как программное от возможного кандидата в премьер-министры. И не во всех оценках сошлись.
Спасения от кризиса ждать неоткуда, государство сделало, что смогло, теперь вся надежда на бизнес. Такими идеями глава Центра стратегических разработок и создатель масштабной программы реформ для российской экономики Алексей Кудрин поделился на встрече с участниками Союза промышленников и предпринимателей Петербурга 23 ноября. Дело за малым – совершить технологическую революцию. Промышленники ответили лозунгом «Работать, работать и работать», но в оценках приоритетов разошлись.
Официально тема встречи Алексея Кудрина с петербургским бизнесом называлась «О задачах предпринимательских кругов России по повышению деловой активности и необходимых мерах по обеспечению экономического роста». По мнению эксперта, в ближайшие 6 лет Россия рискует окончательно лишиться статуса технологической державы. ВВП растет медленно (в среднем на 1% за последние 10 лет), а будет еще медленнее (0,7%). Мешают нам не только санкции Запада, но и демографическая ситуация — в частности старение населения.
Отставание от темпов роста мировой экономики чревато потерей обороноспособности и снижением уровня жизни в первую очередь. Единственный выход, по мнению Кудрина, — увеличивать производительность труда. А для этого ни много ни мало надо совершить технологическую революцию.
Государство уже внесло свой вклад. Оно инвестирует в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы больше, чем, к примеру, Великобритания, Япония и Канада. А вот вложения частного сектора в инновации у нас в три раза ниже, чем в тех же странах. Подводят экономику и малые предприятия: их вклад в ВВП – 20%, тогда как в Европе – 50 – 60%. «В России лишь 6% населения имеют свой бизнес, желают создать – 2%. В Европе это 8 – 15%», – отметил стратег.
Кудрин выдал три рецепта для совершения технологической революции: модернизировать традиционные отрасли, создавать новые передовые производства и переходить на цифровые платформы. На последнем пункте он остановился особо. «Если мы вложим 1,5 трлн рублей в цифровизацию, ВВП только за счет этого вырастет на 5 – 7 трлн рублей через пять лет», – заявил он.
Чтобы ускорить рост экономики, государство должно в первую очередь инвестировать в образование (готовить кадры для новой экономики), медицину (снижать долю смертности в трудоспособном возрасте) и инфраструктуру. А вот бизнесу на господдержку и рост внутреннего спроса рассчитывать не стоит. Перспективнее увеличивать экспорт, причем лучше несырьевой. Если его удастся учетверить к 2035 году, Россия сможет слезть с нефтяной иглы, подчеркнул Кудрин.
Услышав ропот в зале, стратег пообещал начать с реформы госуправления. По его мнению, число чиновников можно смело сокращать на треть. А число контролирующих органов – вдвое. Причем кадровые сокращения могут быть уже не за горами. «Ждем политического решения», – заявил он. Не допустить анархии в отсутствие управленцев помогут опять же новые технологии. Искусственный интеллект, по данным Кудрина, позволяет нарастить производительность труда в разы.
Уже общаясь с журналистами в кулуарах, он нарисовал еще более яркую картину. К примеру, отметил, что уже через 20 лет люди «сильно продлят себе жизнь». «Бессмертие не будет обычным, но... будет встречаться», – сказал он. Чтобы обеспечить долгожителям достойный уровень жизни, нужно опять же повышать производительность труда.
«Никто, кроме нас. Надо работать, работать и работать. Пахать, пахать и пахать», – резюмировал выступление Алексея Кудрина президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак. После чего многозначительно добавил, что «есть слои населения, которые перестали работать и ловить мышей», и передал слово бизнесу.
Однако предприниматели ответственность за судьбы российской экономики взять на себя не готовы. Хотите развития — создайте условия, заявили они.
«Производительность труда? Да, мы работаем над этим. Но чтобы я участвовал в этой программе, мне нужны длинные деньги», – отметил глава «Магнетона» Анатолий Фирсенков.
Банкиры промышленников поддержали. Деньги в кассе есть, но жесткая полика Центробанка не позволяет кредитным организациям вкладываться в предприятия с негарантированной доходностью, отметил Владимир Джикович, президент Ассоциации банков Северо-Запада.
Владимир Александров, президент Ассоциация судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, поблагодарил государство за поддежку «в сотни миллионов рублей», но показатели, заявленные Кудриным, счел трудно достижимыми. «Противоречий нет. Но вопрос, как это сделать», – пояснил он. Минпромторг пока не слишком хорошо справляется с этой задачей.
Владелица Балтийской промышленной компании Диана Каледина, выступающая от имени станкостроителей, сообщила, что развивать отрасль мешают старое оборудование, дорогие кредиты, низкий интерес частных инвесторов, а также отсутствие кадров. Выступление заинтересовало Алексея Кудрина, он попросил предпринимательницу прислать ее презентацию, чтобы потом подробнее обсудить.
Глава Ассоциации промышленников и предпринимателей Петербурга Сергей Федоров призвал чиновников прекратить раздавать бизнесу деньги, во всяком случае небольшому. Но идею сократить ряды госслужащих поддержал. «Когда говорите 30%, не стесняйтесь – половину как минимум», – отметил он.
Присутствовавшие на встрече представители Смольного возражать не стали. «Сократить штат на 30% можно, но тогда уменьшите число проверок и снимите с нас избыточную нагрузку», – прокомментировал глава комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. В качестве примера он привел необходимость отвечать на запросы типа «хочу открыть бизнес, дайте денег».
Генеральный директор Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Михаил Лобин назвал идеи Алексея Кудрина верными, но вот приоритеты, по его мнению, следует расставить иначе. «Сначала нужно модернизировать производство и средства производства. Без этого никакая цифровая экономика не сможет нас спасти. Но, надеюсь, Алексей Леонидович нас услышит и скорректирует программу», – отметил он.
Пожалуй, понимание Алексей Кудрин нашел лишь у представителей фармацевтов, которые по сравнению с другими отраслями промышленности чувствуют себя весьма неплохо и растут ускоренными темпами. Дмитрий Чагин, директор НП «Медико-фармацевтические проекты XXI век», согласился, что инвестиции в образование должны быть в приоритете, а также призвал коллег быть кузнецами свого счастья. «Мы успешны, потому что концепцию развития отрасли писали люди из бизнеса», – заявил он.
Интересовало предпринимателей и то, есть ли у федерального правительства политическая воля на реализацию всех предлагаемых ЦСР изменений. На это Алексей Кудрин сообщил, что президент Владимир Путин уже поддержал ряд его идей, в частности, что технологическое развитие и вложения в человеческий капитал должны быть в приоритете. Отвечая на вопрос прессы, готов ли он лично реализовать свою стратегию на посту премьер-министра, Алексей Кудрин уклонился от прямого ответа, но исключать такого варианта развития событий не стал. «Слишком рано говорить», – сказал он.
Галина Бояркова,«Фонтанка.ру»