В США напечатали дневник Родченкова, а Следственный комитет РФ пришел к выводу, что этот опасный человек самолично придумал поить российских спортсменов допингом. Две версии того, как Россия выиграла Олимпиаду в Сочи и почему ее лишают медали за медалью, рассказывает «Фонтанка».
Из-за допингового скандала Россия уже потеряла первое место в общем зачете Олимпиады в Сочи. Отечественная команда опустилась на третью строчку, и это еще не предел. Но даже еще большее падение ничто по сравнению с возможностью отстранения всей российской сборной от участия в Олимпиаде в Пхенчхане. Такая перспектива с каждым днем становится все более и более реальной. За что? Сейчас расскажем.
Родченков
Судя по всем опубликованным Международным олимпийским комитетом документам, относящимся к делу, основанием для дисквалификаций российских спортсменов стали три вещи.
Первая — это то, с чего вообще все началось: слова, дневники и личная электронная переписка бывшего руководителя Антидопингового центра Григория Родченкова. Это прежде всего знаменитый список «Дюшес», в который входили спортсмены – претенденты на медали. Для них готовился специальный допинговый коктейль на основе алкоголя (для лучшей всасываемости) и ряда стероидных препаратов. Этим коктейлем нужно было в течение нескольких минут прополоскать рот и выплюнуть. Почти все, кто указан в этом списке, завоевали медали в Сочи. Именно эти люди оказались под ударом в первую очередь. Первым пострадал лыжник Александр Легков (в Сочи выиграл золото и серебро), возможно, потому что Родченков упоминает его чаще остальных спортсменов и даже дает показания, что экс-чемпион Олимпиады при нем лично тестировал допинговый коктейль. Также в электронной переписке Родченкова с бывшим сотрудником Центра спортивной подготовки (ЦСП) Минспорта Алексеем Великодным, например, прямым текстом говорится про случай с положительной пробой Легкова, и что его нужно прикрыть, что и было сделано.
Накануне «Нью-Йорк Таймс» опубликовал фотографии личного дневника Родченкова, куда он с удивительной скрупулезностью вручную вписывал все, что с ним происходило, вплоть до того, что он ел на обед («Доел виноград за Мутко») и какой температуры была вода в бассейне, где он плавал. Помимо подобной информации там много всего о коктейле «Дюшес»: как он его готовил и раздавал спортсменам. Например, он ругается, что некие чиновники не успевают доставить тысячи заранее подготовленных чистых допинг-проб российских спортсменов из Москвы в Сочи. Чистые анализы специально заготавливались в баночках из-под детского питания и бутылках из-под газировки. Спортсмены якобы отлично знали, зачем они это делают.
The damning diary that could upend the Winter Olympics https://t.co/lcvWZ7QUfn
— The New York Times (@nytimes) November 28, 2017
Есть там и любопытная запись от 3 февраля 2014 года (за четыре дня до старта Олимпиады в Сочи), согласно которой в этот день Родченков встречался с Мутко и передал тому копию списка «Дюшес» с фамилиями российских олимпийцев. Эти сведения рушат заявления российских чиновников об отсутствии в России допинговой программы на государственном уровне. Ранее самым высокопоставленным госслужащим, упоминавшимся в деле о допинге, был бывший замминистра спорта (тогда министром был еще Мутко) Юрий Нагорных, отстраненный от своей должности вскоре после допингового скандала. Министр спорта — это уже совсем другой уровень.
Царапины и соль
Все эти данные стали поводом для дальнейших разбирательств – сначала независимой комиссии Всемирной антидопинговой организации (ВАДА), а затем и МОК. По очереди они провели проверку показаний Родченкова, и те частично подтвердились. Так появились еще два доказательства вины российских спортсменов, более существенные, чем просто слова.
Второе доказательство вины российских спортсменов – царапины на баночках из-под допинг-проб. Ранее считалось, что контейнеры для допинг-проб невозможно вскрыть, не сломав их (точнее фиксирующуюся крышку). Благодаря специальному механизму с зубчиками крышка при закручивании защелкивается и обратно уже не прокручивается. Единственный вариант – сломать крышку, что и делают в лабораториях при проверке анализов. Однако по наводке Родченкова комиссия ВАДА якобы обнаружила, что если использовать какую-нибудь тончайшую, но довольно жесткую полоску (например лезвие бритвы), то можно надавить на защелкивающийся механизм, подсунув эту полоску под крышку, и аккуратно вскрыть контейнер. Но при этом способе все же остаются следы в виде вертикальных Т-образных царапин. Эти следы и были обнаружены почти у каждого из списка «Дюшес». Среди самых поцарапанных оказались баночки с анализами как раз Легкова, а также бобслеистов Алексея Воеводы, Александра Зубкова (оба победили в Сочи в двойках и четверках), Дмитрия Труненкова, Алексея Негодайло (оба – победа в четверках). Результат – все они уже получили пожизненные дисквалификации от МОК.
Вторым доказательством стало наличие в допинг-пробах посторонних веществ. Искать соль в допинг-пробах российских участников Олимпиады в Сочи подсказал тоже Родченков. И ее нашли. Содержание соли в некоторых анализах превышает нормальные показатели в три раза. Также Родченков просил обратить внимание на игроков женской сборной по хоккею. Их внесли в защищенный список в последний момент, и они просто не успели заготовить чистые пробы. После перепроверки в их пробах были обнаружены мужские ДНК. Поэтому нет ничего удивительно во фразах типа «оснований не доверять Родченкову нет», которые встречаются в докладах ВАДА и МОК. Многие его слова были в итоге подтверждены.
Российская версия
Но есть и альтернативная версия событий от российских чиновников и Следственного комитета. Первые в своих комментариях постоянно напоминают, что Родченков – натуральный псих и мог все спланировать самостоятельно из каких-то внутренних убеждений. И на самом деле в 2011 году тогда еще будущий информатор ВАДА после жизненных проблем оказался на стационарном лечении в психиатрической больнице Москвы. На этом фоне уже не кажется странной та поразительная детализация, с которой Родченков вел дневник.
Следственный комитет пошел еще дальше. По их версии, Родченков уже после переезда в США сохранял доступ к базе и результатам тестирования российских спортсменов.
«Обладая правами доступа вплоть до июня 2016 года, они имели (имеются в виду Родченков, а также бывшие сотрудники московской антидопинговой лаборатории Мигачев и Соболевский. – Прим. ред.) возможность бесконтрольно изменять их с целью создания ложных доказательств», – считают в ведомстве.
На основе допросов более 700 спортсменов и тренеров Следком пришел к выводу, что Родченков самостоятельно распространял препараты среди спортсменов и тренеров, достоверные свойства которых им не были известны. «Если и имелись какие-либо нарушения, то они носили сугубо индивидуальный характер», – говорит Следком.
То есть все нынешние беды российского спорта – это не более, чем тщательно спланированная акция одного сумасшедшего.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»