"Яндекс" и Google друг за другом проанализировали темы, больше всего интересовавшие россиян в 2017 году. Результаты не совпадают от слова «совсем», хотя, казалось бы, граждане одни и те же. «Фонтанка» выясняла, почему так.
Ведущие интернет-поисковики "Яндекс" и Google отчитались о самом важном для россиян, т.е. о том, что люди не стесняются вбивать в поисковые строчки, рассказывая интернет-компаниям о своих интересах. В целом интересы сограждан повторяются из года в год, по принципу «мобильник-попса-спорт». Например у Яндекса-2016 это новый IPhone, Ольга Бузова и Олимпиада в Бразилии. А у "Яндекса-2017" это более новый IPhone, рэп-баттлы, футбол и хоккей. В то же время топовые запросы россиян через российский «Яндекс» и американский Google неожиданно разнятся.
Основные конкуренты
Российский «Яндекс» и американский Google на отечественном рынке поисковых систем – основные и, пожалуй, единственные конкуренты. По данным аналитики Seo-auditor, основанной как на собственных данных, так и на основе сервисов интернет-статистики "Яндекс.Метрика", SpyLog/Openstat, LiveInternet, Hotlog, "Рейтинг@Mail.ru", на ноябрь 2017 года Google и "Яндекс" по популярности идут «ноздря в ноздрю»: с показателями 49% и 46% соответственно. Остальные поисковики находятся, по сути, в промежутке «статистической погрешности».
«Если отсортировать значения в сервисе liventernet (инструмент, позволяющий оценить статистику использования поисковых машин. – Прим. ред.) «по месяцам», то окажется, что наиболее популярная поисковая машина – это Google (49,8% запросов), за которым идут "Яндекс" (46,2%) и Search.Mail.Ru (3,6%) – этот последний сейчас использует движок "Яндекса", – говорит аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын. – Однако если дополнительно установить фильтр, через который проходит только российская аудитория, то результаты меняются. В этом случае "Яндекс" лидирует с долей 53,5%, а у Google только 42,7%».
Топ-запросы 2017 там, где «найдётся всё»
"Яндекс" увидел среди главных событий для большинства россиян в 2017 году – теракт в метро Петербурга, который произошел 3 апреля. Также в топ-3 вошли печально известные «группы смерти» и длинный скандал, связанный с фильмом «Матильда». Из персон пользователи "Яндекса" в уходящем году чаще всего интересовались бывшей оперной певицей, экс-депутатом Госдумы РФ Марией Максаковой. В начале года стало известно, что она вместе с супругом тоже бывшим депутатом Думы Денисом Вороненковым эмигрировала на Украину. А в марте в центре Киева муж Максаковой был убит. Самым «востребованным» в русском поиске мужчиной стал певец Дима Билан.
Стремительно врывающаяся в жизнь россиян криптовалюта стала главным явлением, заставлявшим пользователей "Яндекса" часто нажимать мышкой в раздел «найти». Она обошла даже куда более народные чудеса технической мысли, как «спиннер» и iPhone X. Рэперы и их непонятная многим культура тоже заняла достойное место в российском поисковике. Так, сленговое реперское слово «эщкере» (что-то типа «давайте замутим») стало самым популярным мемом 2017 года. На втором месте восседает Ждун.
По тэгу «спорт» главным событием уходящего года у "Яндекса" стал чемпионат мира по хоккею с шайбой.
Топ-запросы 2017 там, где принято «гуглить»
Любопытно, что американский поисковик в спортивных целях россияне использовали чаще отечественного аналога. Cпортивные события в принципе заняли все первые месте среди самых искомых через Google новостей. Это и жеребьевка чемпионата мира – 2018, и чемпионат мира по хоккею – 2017, и Кубок конфедераций. «Криптовалюта» в целом в топы не попала, зато там есть биткоин и iPhone 8. Конкретных персон Google определил в тематические подкатегории. Так, например, в категории «потери года» больше всего в Google искали информацию о Вере Глаголевой.
Рэп-исполнители тоже попали в топы Google. На первой строчке – Oxxxymiron. Но для соседства в топе совсем не обязательно уметь перемалывать языком разнообразные стереотипы. Ждун тоже есть в топе. Для Google именно он, а не звёзды нынешней эстрады стал частым поисковым мемом. Про спиннер и хайп пользователи спрашивали, но не просто так, а с вопросом «что такое?». А с запроса «как начать?» в Google в 2017 году начинался поиск такого понятия, как «майнить». И уже только потом извечное «как худеть».
Что ищут не на топовых поисковиках
«Наиболее популярной группой запросов являются такие запросы как «вконтакте», «одноклассники», «facebook», – отмечает директор по развитию бизнеса портала rambler, входящего в ГК Rambler&Co Леонид Черный. – Говоря непосредственно о поиске на rambler, можно выделить в 2017 году группу новостных запросов. Возможно, это несколько смещенная выборка, так как новости на Rambler.ru являются значительным элементом портала и логично ожидать, что, прочитав информацию о происходящем в мире, пользователь захочет узнать больше, или прочитать эту информацию из других источников».
По словам господина Черного, чей поисковик идёт четвёртым в рейтинге популярности у россиян, еще одной группой можно обозначить наборы запросов, отражающих сиюминутные интересы пользователей, напрямую зависящие от информационного фона в интернете, социальных сетях или традиционных медиа. «В четвертом квартале это, безусловно, тема криптовалют. В третьем рэп-баттлы. Во втором – мощи Николая Чудотворца в Москве и атипичные погодные явления. В первом квартале 2017 года это были скандал вокруг участия России в Евровидении и тема «Синего кита», – перечислил он все, что в том или ином виде есть у Google и "Яндекса". – На нашем потоке запросов мы видим некоторое падение доли поисковых запросов связанных с поиском товаров и услуг, при этом рост интереса к кино и сериалам».
Почему интересы разнятся?
«На самом деле пересечений у "Яндекса" и Google много, но разные поисковики используют для анализа разные категории, – говорит гендиректор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин. – Например, если в топе Google есть большой спорт, то он есть и у "Яндекса", но в отдельной категории «спорт». IPhone 8 встречается и там, и там, но тоже в разных категориях. Ждун, фиаско, хайп есть у обоих».
Тем не менее, отмечает аналитик, вопросы к рейтингам в целом остаются. «Топ "Яндекса" странный, – считает Юрий Брюквин. – В нем очень много Москвы, притом что доля Москвы в абонентской базе пользователей широкополосного Интернета не столь велика в сравнении с остальной Россией. Такое впечатление, что вся Россия прямо таки переживает, как там шторм в столице, или как там мощи в Москве. Думаю, это малореально. А к Google вопрос – почему нет в топе теракта в Петербурге. Хотя очевидно, что должен быть».
К слову, недавно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что поисковики Google и "Яндекс" могут влиять на выдачу поисковых запросов вручную. "Яндекс" уверяет в обратном. «Видимо, ФАС права, обе поисковые системы «ручками» поправляли рейтинг», – то ли шутит, то ли нет Юрий Брюквин. «Есть сомнения в правдивости статистических результатов, представляемых "Яндексом", – более категоричен эксперт MForum Алексей Бойко. – Еще одна причина – аудитория разнится у "Яндекса" и Google».
«Аудитория Google и "Яндекса" отличается, – согласен и аналитик «ФИНАМа» Леонид Делицын. – В аудитории Google выше доля зарубежной аудитории (в том числе и среди тех, кто задаёт вопросы на русском языке), если же речь идёт о российской аудитории, то выше доля тех, кто регулярно выходит в англоязычный Web». Если оставить только аудиторию, выходящую в Интернет с мобильных устройств, то у Google – 60%. «И это сейчас – главная угроза для "Яндекса", поскольку смартфоны становятся главным инструментом доступа к Сети», – уверен Леонид Делицын.
Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру»