Санкт-Петербургский городской суд запретил публикацию «Новой газеты». Экстремизм в статье «Бандера и бандеровцы: кто они были на самом деле» помогли разглядеть психолог, лингвист и историк. Юриста присмотреться не пригласили.
Как сообщила «Фонтанке» адвокат Натэла Пономарёва, решение по статье историка Кирилла Александрова вынесено 14 декабря. Для проверки материала «Новой газеты» на экстремизм суд запросил экспертов Российского педагогического университета имени Герцена. Противоправное искали доцент кафедры психологии человека, профессор кафедры русской истории и декан филологического факультета.
Эксперты проанализировали 2813 слов о Степане Бандере и его деятельности в организации украинских националистов. В помощь использовали дюжину пособий, включая словари, учебники и книги зарубежных авторов. Из пяти «экстремистских» вопросов подтверждение нашли одному. Пропаганды национального превосходства в тексте нет, оправдания идей терроризма тоже, как и покушения на конституционный строй России. Статья не подталкивает к преступлениям и не демонстрирует нацистскую символику, но оправдывает военные преступления.
Сомнений Александрова в том, что сторонники Бандеры действовали против Красной армии и сотрудничали с Третьим рейхом, хватило для включения статьи в федеральный список экстремистских материалов.
«Новая газета» напечатала материал в 2014 году. Через три года прокуратура встала на защиту неопределенного круга лиц и обратилась в суд, подкрепив иск результатами экспертизы СПбГУ. Ленинский районный суд рекомендовал заблокировать статью. «Новая газета» направила апелляцию в горсуд, потребовалось новое экспертное заключение, и оно снова приговорило публикацию. Решение вступило в силу.