Очередной победой над беззаконием и несправедливостью закончился для главы «Роснефти» процесс над своим недругом, бывшим министром Алексеем Улюкаевым. Уничтожать гидру преступности и воздавать по заслугам - таким и должно быть кредо второго по влиятельности в стране человека.
Первый подвиг. Знакомство
Игорь Сечин и Владимир Путин познакомились на рубеже 80-90-х годов, с тех пор не упускали друг друга из вида и перманентно имели друг друга в виду. В 1996 году Владимир Владимирович пригласил Игоря Ивановича, зарекомендовавшего себя с наилучшей и вернейшей стороны, в Москву, открыв следующую страницу их общения. Сечин не чурался черновой работы, до взлета поработав рядовым специалистом Управделами президента.
Второй подвиг. ЮКОС и бюджет
В 2007 году крупнейшая нефтяная компания «ЮКОС» перестала существовать, а возглавляемая Сечиным «Роснефть» едва входила в пятерку лидеров. Имущество гиганта выставили на продажу. По подсчетам деловых СМИ, структуры «Роснефти» выкупили основные активы ЮКОСа с дисконтом более 40 процентов.
Михаил Ходорковский считал, что Сечин инициировал уголовные дела, но это, конечно, поклеп. А «Роснефть» на правах наследницы ЮКОСа стала крупнейшей компанией страны.
Сделав небольшой перерыв на госслужбу, в 2012 году Игорь Сечин вернулся в «Роснефть», и уже на следующий год компания купила ТНК-ВР. После сделки в экономическую историю России вошло словосочетание «общий синергетический эффект». Так Сечин оценил пользу от поглощения. Доля компании на внутреннем рынке добычи оценивалась в 40 процентов. Возросла она после приобретения акций «Башнефти». Главе «Роснефти» пытался оппонировать владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков, но взыскание с него 136 млрд рублей, кажется, может считаться еще одной победой Игоря Сечина.
В конце 2016-го «Роснефть» оформила сделку по продаже 19,5 % акций иностранным инвесторам. Игорь Сечин сообщил, что удалось для бюджета заработать 10,5 млрд евро (710,8 млрд рублей). Злые языки поговаривали, что на самом деле поступили 692 млрд, но ведь это тоже много.
Третий подвиг. Нефтяник меняет профессию
Значительную часть 2016 года Игорь Сечин посвятил обучению журналистике и проявил себя способным редактором. РБК писал о будто бы имевших место намерениях топ-менеджера «отодвинуть» компанию BP от планируемой покупки 19,5 процентов акций «Роснефти». К РБК был заявлен иск на 3 млрд, потом отозван, но публикация издания подверглась корректировке и в настоящее время выглядит так:
К газете «Ведомости» был найден свой подход. Написавшим о доме в Барвихе журналистам чуть не пришлось бегать по киоскам в попытке собрать тираж. Игорь Иванович требовал его уничтожения.
С «Новой газетой», которая покусилась на яхту «Ольга», поступили лояльнее. От издания требовалось только опровержение. Хотя планы по изъятию тиража тоже оглашались.
Четвертый подвиг. Сын
Дом у Игоря Сечина есть. Истории неизвестно, посадил ли он дерево, но очевидно, этот недостаток (если он имеется) с лихвой компенсирован сыном. Ивану Игоревичу 28 лет, выпускник Высшей школы бизнеса МГУ. В 25 лет занял должность в департаменте «Роснефти» и через несколько месяцев, в январе 2015-го, получил из рук президента медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени «за большой вклад в развитие ТЭК и многолетний добросовестный труд».
Пятый подвиг. «Это не Сечин»
В октябре 2017 года правительство предоставило «Роснефти» льготы в 350 млрд рублей на Самотлорском месторождении. Других представителей «нефтянки» экономическое чудо обошло стороной, что стало поводом разбирательств на пресс-конференции Владимира Путина 14 декабря. Президент слегка оттенил роль своего товарища:
«Имя этому решению (льготам) не Сечин. Да, я их подписываю, но Минэкономразвития и Минэнерго готовят эти решения, и они готовятся на основе этих объективных данных».
После таких слов споры об избирательном подходе властей к бизнесу отпали.
Шестой подвиг. Очищение
Могучая сила Игоря Сечина не позволяла ему жить в праздности. Он жаждал подвигов и даже обрадовался, когда к нему явился Улюкаев.
Говорят, министр действительно владел несметными запасами прекрасного вина, которым он пытался оправдать свой визит.
Велико было возмущение Игоря Ивановича коварством министра.
«Нельзя, карая орудие преступления, оставлять безнаказанным виновника, – наверняка думал он. – Пусть знают люди, что призвание мое в очищении земли от всякого беззакония и в зверином, и в человеческом образе».
Алексей Улюкаев отправлен в колонию строгого режима на восемь лет.