Реклама

Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -1

2 м/с, южн

756мм

89%

Подробнее

Пробки

5/10

Реклама

Летние лагеря продадут и удвоят

1595
ПоделитьсяПоделиться

Фонд имущества продаст права аренды на бесхозные детские лагеря под Петербургом. По сведениям торговой площадки, сейчас таких заброшенных мест только в границах города порядка 80.

Гендиректор фонда Денис Мартюшев заявляет, что пригородные детские лагеря переполнены, путевок не достать, услуга очень востребована, а значит, и инвесторы, готовые поднимать такие площадки из руин, не заставят себя ждать. Эксперты, однако, не уверены, что спрос будет. Гибель детей на Сямозере и десятки новостей про то, как дети заболели или отравились, сыграли свою роль: родители убеждены, что летний лагерь — это место, где гибнут и болеют, и отдавать туда своих чад не спешат.

По словам Мартюшева, предварительно отобрано 12 площадок в Курортном районе Петербурга и Выборгском районе Ленобласти и на них уже имеется восемь предварительных заявок. В феврале Фонд имущества даже планирует устроить «роад-шоу» по таким объектам, чтобы показать их потенциальным интересантам и СМИ. Кроме того, фонд будет заниматься и частными лагерями: несколько владельцев, которые «поняли, что жилье там не построить, а что делать, не знают», хотят сдать площадки в аренду, пояснил Мартюшев «Фонтанке». Несколько таких объектов уже выставлены на сайте фонда. 

«Если лагерь нормального качества, а город спонсирует 70% от стоимости, то путевку не купить. Мы видели два новых лагеря, которые запущены частными инвесторами, полностью перестроены: там все продано. Причем не только летом, но и на зимние каникулы, осенние, – говорит глава фонда. – А что касается опасений по поводу нецелевого использования, то разрешение на строительство там не получить, ни на какое, можно только ремонт сделать. Гостиницы под видом лагеря не появятся, нет, они же должны сертификацию проходить. И потом, будем расторгать договоры в таких случаях».

В фонде поясняют, что в аренду пока что будут сдавать только сами здания, а земля пойдет целевым назначением под рекреационные функции. Город, со своей стороны, должен обеспечить подключение площадок к сетям и довести их до границы территории; по словам Мартюшева, внутренние сети в заброшенных лагерях, как правило, есть, хотя и требуют ремонта. «Но это не выльется в слишком объемные траты. Все-таки не чистое поле, а обжитая территория. Плюс стандартный договор с КИО позволяет засчитывать в счет арендной платы незапланированные затраты. Заявки у нас уже есть. Если кто-то это берет, то явно он там не занимается благотворительностью. Окупаемость посчитали – в пределах семи лет. В феврале первые такие лоты появятся на сайте фонда», – рассказал Мартюшев.

Бизнес-консультанты полагают, что перспективы у инвесторов, которые возьмутся за такое дело, есть. «Мы считаем, что это будет востребовано, – говорит Евгения Тучкова, замдиректора департамента консалтинга Colliers International в Санкт-Петербурге. – Сейчас уже 90% лагерей заполнены на период каникул, путевки заканчиваются за несколько месяцев до начала летних смен. Какие это будут инвесторы, сказать трудно: возможно, крупные компании, для которых интересна диверсификация, также важен социальный имидж. Это логичный шаг, если у города не хватает средств на реконструкцию». 

Советские и несоветские

Профессионалы рынка — а рынок детского отдыха в России успел сформироваться в «сытые» докризисные годы — говорят, что лагеря в России можно разделить на два типа. Это постсоветские ДОЛ, которые не были перепрофилированы, а просто сменили владельца и теперь принадлежат муниципалам или городским властям. Туда по-прежнему ездят отдыхать дети, преимущественно за счет бюджетных субсидий. Для Петербурга это тоже верно: по данным популярного портала incamp.ru, в среднем стоимость путевки в такой лагерь на 21 день составляла в 2017 году немногим более 20 тысяч рублей, из которых 60% оплачивал город. Речь идет о так называемых путевках для работающих родителей. Также в городе существует около 15 категорий детей, которым оплачивается полная стоимость путевок. Всю эту информацию предоставляет подведомственный комитету по образованию Центр оздоровления и отдыха «Молодежный» (http://www.coo-molod.ru/). 

И есть другая категория лагерей: как рассказывает Елена Рыженкова, гендиректор incamp.ru, это частный бизнес – компании, специализирующиеся на детском отдыхе, имеющие собственный педсостав, который готовят в вожатских школах. Они сами детально разрабатывают программы отдыха, но, не имея базы, арендуют загородные площадки и вывозят туда детей. Если эта площадка входит в реестр, имеющийся на сайте ЦО «Молодежный», то работающие родители или льготники также имеют право на субсидии. Но реестр этот невелик: на весь Петербург и Ленобласть в нем всего 77 лагерей — включая отдаленные районы типа Кингисеппского или Бокситогорского. А всего, включая частные базы (на поездку туда субсидии не выдаются), вокруг Петербурга меньше сотни действующих детских лагерей. Да и по России в целом их число стремительно падает, говорит Рыженкова: за 20 лет оно уменьшилось примерно вдвое. Официальная же статистика сообщает, что в России свыше 40 тысяч лагерей, но 85% из них — это так называемые «лагеря» при школах, куда городские дети работающих мам летом ходят «отдыхать», чтобы не оставаться одним дома. 

Смены в частном лагере короче — две недели, — а цена выше, в среднем 35 тысяч рублей. «В этом году цены расти не будут, а в последние несколько лет росли примерно на 10% в год. Пик популярности и спроса пришелся на 2014 год, – рассказывает Рыженкова. – Это был устойчивый рынок: даже несмотря на фактор погоды, дети ездили в лагеря, зимой и в межсезонье меньше, но летом точно.  Но в 2017 году весь рынок почувствовал спад. Катастрофический спад спроса, до 30%. Некоторые говорят о падении покупательской способности, но это не так — ездят в Турцию, ездят за рубеж, в 2017-м спрос на зарубежные лагеря вырос на 82%. Это в основном Болгария, Мальта, Европа в целом».

«Детский отдых — это опасно»

Причиной падения спроса опрошенные «Фонтанкой» директора лагерей в один голос называют информационный фон вокруг лагерей, сформировавшийся в последние год-два. Все как один говорят, что после трагедии на Сямозере «потребитель шарахается» от идеи отправить ребенка в лагерь, даже всего на две недели. 

«Детский отдых — это опасно, думают все. Никакой информации про лагеря нет – кроме ротавирусов, гибели детей, отравлений, закрытия незаконно работающих лагерей. Ничего про то, какие прекрасные у нас есть места и интересные программы. В прошлые года два, скажем, людей больше интересовала патриотическая направленность, а в следующем году скорее профориентационная будет. Но вопрос в информационном фоне, – говорит Елена Рыженкова. – Мало взять у города базу, ее придется заполнять. А заполнять базу в таких условиях очень тяжело. Родители выбирают либо Турцию, либо какие-то курсы для ребенка. Нет у нас в умах представления, что лагерь — это какая-то потрясающая возможность для ребенка. Хотя таких предложений более чем достаточно. Но я знаю, может быть, двух инвесторов — это очень обеспеченные люди, — которые не так давно построили в Ленобласти с нуля детские лагеря. Это сложный вид отдыха и не очень большие деньги». 

К тому, же, по словам профессионалов рынка, положение усугубляется «полумертвой» ситуацией в туристическом бизнесе: операторы лагерей продолжают терять контрагентов среди турфирм. Так что вопрос в условиях аренды и взаимодействия с городом, говорят эксперты. Тем более что 80 лагерей — это примерно столько же, сколько действует в регионе сейчас, а значит, при их полной реновации рынок должен удвоиться. 

Елена Зеликова, «Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close