На общественных слушаниях по проекту планировки территории гаражного кооператива «Петроградец-4» под промпроизводство Смольному припомнили свалку, снегоплавильный пункт, рост онкозаболеваний и плохую экологию в целом.
Никто из смольнинских, кроме сотрудника комитета по промышленности, на общественные слушания по проекту планировки территории гаражного кооператива «Петроградец-4» не пришел. А зря – где, как не на таких мероприятиях, надо быть ближе к населению, общаться с горожанами, следуя предвыборному тренду. Может, и пришедшие полторы сотни активно выступающих против появления там завода услышали бы разумные доводы. А пока они решительно дали понять, что планы Смольного кардинально расходятся с планами местных жителей.
За власти пришлось отдуваться начальнику управления развития территорий комитета по промышленности и инновационным технологиям Сергею Губареву. Коллеги из других профильных комитетов прийти не потрудились. Чиновник первым делом предупредил, что вопрос, какой именно завод городские власти хотят воткнуть на место гаражей, в повестке не стоит.
Обсуждение собравшиеся начали еще до торжественной усадки ответственных лиц в президиум. Один из самых активных владельцев гаражей, Александр Телков пересказывал соседям историю вопроса. «Фамилии этих чиновников!» – потребовали из партера. «Вот, смотрите. Все тут», – мужчина указал на информационный стенд с чертежами и документами. Последовало предложение подать на «них» в суд. «Я уже», – ответил Телков.
После традиционного утверждения регламента Губарев рассказал собравшимся, что под промышленность Смольный присмотрел территорию в границах Школьной, Мебельной и Планерной улиц. В феврале владельцы более чем 900 гаражей кооператива «Петроградец-4» с удивлением узнали, что городские власти расторгли договор аренды еще в 2010 году. Кооперативу более 30 лет, однако собственность на гаражи члены «Петроградца-4» регистрировали и в 2014 году. Одним из документов для этого служил как раз договор аренды с городом, который к тому времени, как вдруг выяснилось, уже четыре года как не действовал. Но чиновников это не смутило.
Из ответов администрации гаражникам следует, что на участке должно появиться производство промышленного оборудования, инвестор ЗАО «Таурас-Феникс». Правда, на общественных слушаниях чиновники это название ни разу вслух не произнесли, предпочитая употреблять формулировки «когда здесь появится инвестор».
Первым делом в президиуме подчеркнули: «Мы сегодня не обсуждаем размещение никакого завода». В зале раздался гул возмущенных голосов – именно этот вопрос сегодня и пришли в здание администрации Приморского района обсудить местные жители. По словам Губарева, согласно проекту планировки территории, здесь должен встать «объект капитального строительства», предприятие машиностроительной промышленности не выше IV класса опасности площадью 58 тысяч квадратных метров и высотой до 25 метров, трансформаторная подстанция и газорегуляторный пункт.
«А в чем вопрос?» – поинтересовались из президиума.
«В чем? Мало нам тут одного гадючника, собрались еще и другой ставить. Насколько я знаю, промышленные предприятия IV и выше классов опасности воздух не озонируют, а только портят. Для чего вы создаете дополнительную экологическую нагрузку на данный участок и Приморский район?»
Поднялся мужчина, представился Виктором Воробьевым и, глядя в бумагу, видимо, очередной ответ из Смольного, зачитал, что это «по поручению Александра Дмитриевича Беглова», сделав ударение на первый слог. «И вот он пишет здесь... К сожалению, на территории… не предусмотрено… здесь можно размещать только открытые автостоянки. Нате, возьмите, почитайте, – попросил мужчина, протягивая документ. – Это вот Беглов ответил».
Новиков Владимир Анатольевич, 673-й гараж, презентовал себя высокий, решительный мужчина. Он напомнил, что с 2010 года кооператив исправно платил городу аренду. «Потом вы хотите что-то строить. Ребята, здесь гаражи стоят! У вас что, пустых мест мало? Почему вы хотите снести 900 гаражей, которые пóтом выстраданы, для того, чтобы там хранить машины, соленья, и все такое. Это стиль жизни у людей! А вы такие: «Валите отсюда, мы хотим завод построить!» Ребята, у вас совесть вообще есть?» В зале прозвучало дружное сомнение. Сидящие в президиуме слушали со скучающими лицами.
Слово взяла дама, отрекомендовавшая себя как простая местная жительница, не обладающая гаражом. Она-то и озвучила представителям администрации: они просто не в курсе, насколько здесь люди против завода. "Я не думаю, что жители будут довольны и потом пойдут голосовать, – сказала она. – У нас все время пахнет гадостью. Про онкологию трещат. А зачем вообще вы это делаете и под корень нас сводите? А потом вы рассуждаете: «Ой, надо строить онкологические центры», – передразнила она. – Надо не делать, извините, этого дерьма…»
Губарев предпринял попытку перевести стрелки на коллег и отметил отсутствие представителей комитета имущественных отношений. Некоторое время зачитывал документы КИО. В зале затихли. Выходило, что город имел право в любой момент расторгнуть договор аренды с кооперативом и дать месяц на то, чтобы расстаться полюбовно.
«Вы не читали договор, а я читал. Он расторгается только в трех случаях: по взаимной договоренности, в случае нарушений и по суду», – возразил Телков. Перечисленными далее ссылками на статьи Земельного кодекса и документы правительства Петербурга кооперативщик окончательно деморализовал президиум.
«Давайте не будем обсуждать вопросы, которые не относятся к собранию», – предложили чиновники, напомнив, что вносить предложения на слушания следует в формате «мы против по таким-то и таким-то причинам».
К призыву прислушались. «Сносить гаражи входит в ваш план градостроительства. Но он никак не входит в план нашего президента, где он говорит, что комфортная среда должна быть», – заявила одна из участниц слушаний, напомнив, что микрорайон и так обременен снегоплавильным пунктом, виадуком, ЗСД и мебельной фабрикой. «И что? Какая комфортная среда для меня лично? «Песочка» следующая комфортная среда для меня будет? (НИМЦ онкологии им. Н. Н. Петрова в Песочном. – Прим. ред.)».
«Тут даже дело не в гаражах, дело в здоровье наших детей, наших внуков! – поддержала пожилая дама. – Я тут лично посадила 100 деревьев. И рядом будет эта зараза, этот крематорий!» – очередные аплодисменты выразили горячее одобрение словам спикера.
Чиновников попросили прокомментировать хотя бы одно выступление. Встал дедушка, который напомнил, что на Мебельной улице есть два недостроя и ничего с ними не делают. «Я с 86-го года состоял на очереди. В 1988 году получил гараж № 6... Награжден медалями. Вы все убираете и начинаете выгонять всех. Извините. Вы – наглые люди!» – слова встретили горячее одобрение.
Изначально в ответах Смольного жителям говорилось, что «Таурас-Феникс», представители которого пришли на слушания, но в дискуссии не участвовали, собирался строить завод по производству фасовочно-упаковочного оборудования. Чиновников спросили, как эти планы коррелируют с намерением отказаться от пластика (предложение депутатов Госдумы к 2025 году полностью отказаться от использования пластиковых пакетов). «Весь мир, не только наш город, от этого отказывается. А вы хотите вот это безобразное предприятие!» – удивлялись горожане неинформированности.
Напомнили чиновникам и о других последствиях, по случаю упрекнув за сокращение площади Парка 300-летия. В случае, если закроют гаражный кооператив, все автомобили оттуда перераспределятся по соседним дворам жилых домов, поставив под угрозу детские площадки и тротуары, рассуждал участник слушаний. Прозвучало предложение отправить завод вместе со снегоплавилкой и мебельной фабрикой за пределы КАД, а здесь построить многоуровневую парковку.
Председатель ТСЖ «Застава» обратил внимание: «Даже на данный момент все кварталы задыхаются. Везде одна и та же проблема. Транспорт ставить некуда. Гаражи – единственный выход, большинство у нас ставят машины там. После паники в феврале, которую организовал Смольный требованием о выселении, вы не представляете, что было. Еще была зима, и во дворах, на детских площадках, даже на школьные территории заезжали. Это не из-за того, что люди плохие, это из-за такого решения правительства, которое нас так поставило, что люди привезли машины к домам. Другого места, к сожалению, нет. Мы хотели сюда, к администрации, заехать к вам все на машинах. Вы бы не зашли», – заверил выступавший.
Вспомнили и про взорвавшийся в Корее завод удобрений, в результате которого заживо сгорели жильцы близлежащих домов. «А там, на заводе, будет газ. А кто даст гарантию, что он не взорвется? А потом вы здесь в администрации будете размещать койки и чесаться, вспоминать: а кто же разрешил?»
Также был задан вопрос, уменьшится ли кадастровая стоимость квартир в соседних домах с появлением промпроизводства под окнами и кто именно будет компенсировать разницу. «А она упадет, намного упадет. Потому что никто не захочет купить жилье в моем доме. Вот вы бы захотели купить такую квартиру? – поинтересовались у чиновников. – А почему вы у себя во дворе не хотите построить завод?» Пока в партере кипело возмущение и вспоминали о выборах, в президиуме все еще воздерживались от эмоций.
В рамках слушаний выступил глава муниципального образования № 65 Александр Белов, который перечислил экологические беды района: 1,5 млн кубометров – свалки, мебельная фабрика... И поддержал все заявления жителей.
«Еще кто-то хочет выступить?» – с иронией спросили из президиума.
«После оценок экологических рисков ни один инвестор, я думаю, сюда не сунется. Будет работать прокуратура», – предупредил мужчина, представившийся ветераном труда.
«И вы сидите сверху, улыбаетесь. Такое впечатление, «ну ладно, быдло здесь собралось, сейчас покричит и уйдет, а мы сделаем свое». Не сделаете. Понимаете, не сделаете. Один из рисков – вы идете против президентской программы о продлении жизни. Беглов рассказывает, что будет еще больше... Пенсионный возраст двигаем… я в 60 ушел, слава богу. А остальные? У меня внук бегает во дворе, и я боюсь за него», – в голосе выступавшего звучал решительный настрой. Он также спросил, что делать с планами по расширению проходящей железной дороги.
«Пожалуйста, не надо из администрации Приморского района делать врагов народа», – попросил не участвовавший до этого в дискуссии начальник отдела строительства Приморского района Ярослав Верховец.
Сквозь шум раздалось: «Вы точно не друзья!» «Вы не только издеваетесь над людьми. Вы своей политикой безголовой не только людей ставите в дурацкое положение, но и всех инвесторов отваживаете!» – резюмировал Александр Телков, припечатав напоследок, что все планы создаются людьми и меняются тоже людьми. А для смены промзоны на общественно-социальную нужно только желание.
Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»