Драконовские штрафы за выход из дома, арест похоронной процессии и очереди за легкими наркотиками — что коронавирус наделал в Европе.
«Фонтанка» поговорила с жителями Италии, Испании, Нидерландов, Германии и Эстонии, чтобы понять, к чему готовиться нам, если введут карантин. Франция пока лишь знакомится с новой реальностью — военными на улицах.
У жителей Европы есть чему поучиться. Вышел из дома без справки — штраф 206 евро.
Анжелика Шевцова, с 2010 года живет в Ладисполи в 35 километрах от Рима
Италия была объявлена красной зоной, она закрыта на въезд и выезд. Неделей раньше, с 11 марта, в Риме, в регионе Лацио, объявили карантин. То есть мы находимся под «домашним арестом». Вышел декрет властей о том, что люди не имеют права выходить из своих домов до 3 апреля. Это официальная дата, но она примерная, и абсолютно точно —карантин продлится дольше. По неофициальной информации — минимум до 25 апреля.
Выгул собаки, кстати, тоже считается уважительной причиной, чтобы выйти на улицу. В Ладисполи мы можем выходить из дома примерно раз в два дня по одному человеку в продовольственные магазины. Все остальное закрыто: бары, рестораны, театры, любые развлекательные заведения. Люди работают из дома. Но, например, страховые компании продолжают работать из офиса. По городу ездят патрульные машины. Они контролируют, чтобы люди не выходили на прогулки. Тех, кто эти правила не соблюдают, останавливает полиция. При себе надо обязательно иметь заполненный «модуль» — специальный документ, который ты заполняешь при каждом выходе из дома. Там ты должен написать, например, что вышел за продуктами. Если «модуля» нет, то сразу не оштрафуют, но возбудят административное дело. На сегодняшний день таких дел у нас открыто уже около 20 тысяч. Наказание за нарушение декрета — 206 евро штрафа и 3 месяца тюремного заключения.
Обязательное условие выхода на улицу — медицинская маска и перчатки. При этом маски найти в аптеках очень тяжело, а самый популярный в Италии антисептик «Амукина» исчез из магазинов. Полноценного аналога ему нет.
Открыты только большие продовольственные магазины. На входе стоит человек, который впускает по 3–5 человек внутрь, а остальные стоят снаружи на расстоянии друг от друга минимум 1,5 метра. Если замечают, что люди разговорились и поближе подошли, окриком делают замечание. Кассиры в магазине тоже следят за тем, чтобы люди соблюдали дистанцию.
Малый бизнес, хозяева баров и ресторанов всерьез опасаются, что могут обанкротиться из-за коронавируса. Работодатели никаких гарантий не дают. Люди, которые не могут работать на дому, оказываются в вынужденном и чаще всего неоплачиваемом отпуске. Я работаю в сфере кинематографа и сейчас фактически без работы, потому что съемки любых фильмов запрещены. Никто мне ничего не компенсирует. Мой муж журналист-фрилансер, он пишет статьи дома. Для него, в целом, ничего не изменилось.
В пятницу, субботу и воскресенье были флешмобы — люди в 18:00 выходили на балконы, пели, играли на музыкальных инструментах. А вчера надо было погасить в доме свет, выйти на балкон и помахать телефоном с включенным фонариком. Это забавно. Грустить дома — не вариант.
По центральным каналам телевидения каждые 30 минут включают заставку- памятку о том, что надо мыть руки, а из дома выходить только по острой необходимости. В социальных сетях известные люди постоянно выходят в прямые трансляции, чтобы напомнить о том, как важно оставаться дома и не пытаться обманными путями выходить на улицу без нужды. Появился даже хештег #iorestoacasa — #яостанусьдома. На балконах развешивают растяжки, на которых написано: «Все будет хорошо».
Полицейские могут даже проводить до офиса
Сергей, Барселона, Испания
Мы с семьей сидим дома. Сначала не рекомендовали выходить из дома на выходных, а спустя несколько часов объявили, что вообще запрещено выходить из дома без веской причины. Такой веской причиной может быть поход в магазин, аптеку, выбросить мусор или на работу. При этом ты должен доказать полиции, которая может тебя на улице остановить, что ты идешь куда-то по делу. У людей, у которых нет нормальных документов, а здесь много нелегальных мигрантов, могут быть проблемы. Постоянно надо носить с собой пластиковую идентификационную карту. Там указано, где ты прописан. Если ты находишься не в своем районе, придется объясняться. Полицейские могут спросить, где ты живешь, чем занимаешься, уточнить адрес работы и даже проводить тебя до офиса.
В магазинах все продукты есть. Но все очень быстро меняется.
Штраф за нарушение режима, говорят, от 100 евро и выше. Я живу в историческом центре Барселоны, здесь пока полицейских патрулей не видно. В целом люди в Каталонии сознательные и организованные, все дружно сели под «домашний арест». В нашем доме есть лифт, обычно его все время слышно. Сейчас в доме стоит тишина.
Психологически достаточно сложно находиться всей семьей в замкнутом пространстве: надо и в шахматы с ребенком поиграть, и статью для работы успеть написать.
Здесь в силу традиций люди больше доверяют государству и выполняют правила. Все переехали на карантин, но у многих есть загородные дома. И жители маленьких городков попросили жителей Барселоны через СМИ пока не приезжать. Люди всячески поддерживают врачей, которые работают с зараженными: аплодируют им, записывают для них видеоролики в соцсети. В целом же в Барселоне люди не в таком напряженном состоянии, как в Мадриде, который стал эпицентром заражения.
На улицах сейчас никого нет, кроме бездомных. Открыты только супермаркеты и булочные.
Вы тоже готовьтесь. Купите спирта и еды
Антон. Ла Корунья, Испания
В масках по улицам никто не ходит пока еще. По крайней мере в моем регионе. Декрет ввели на этих выходных и в субботу, 14 марта, магазины уже были полупустыми — в основном покупают предметы гигиены, рис, макароны и консервы. После принятия декрета я в магазин еще не ходил. Антисептики раскупили еще на прошлой неделе.
Ограничения на передвижение введены по всей стране, за исключением походов первой необходимости (в магазин и аптеку) и на работу. Если поймают на улице, могут оштрафовать. По положению о чрезвычайной ситуации даже могут дать срок до 1 года.
Перелеты отменяются, кроме необходимых по работе. Я работаю фотографом в индустрии моды и выполнять свои обязанности из дома не могу. Примерно половина штата у нас сейчас на карантине, остальным выдали справки, что мы на работу ездим. За передвижениями следит полиция. Вооруженные силы пока не привлекали.
Тест на коронавирус могут провести только в больнице, и это довольно запарно — вирус заразный, между пациентами надо проводить обеззараживание помещения, доктора должны быть в защите, и обработка теста проводится только в Мадриде, то есть надо отсылать все пробы туда. Проводят тест только тяжелым больным, человека без симптомов проверять не будут. Частная медицина из-за карантина переведена в распоряжение властей. Проблема не в индексе смертности и не в том, что вирус может вызвать воспаление легких, а в том, что система здравоохранения сейчас перегружена. То есть, если реально ты заразишься или заболеешь чем-то еще, тебе просто может не достаться кушетки в госпитале.
Люди в 8 часов вечера с балконов хлопают в честь санитаров. Говорят, скоро песни будут петь. Короче, держимся. Мои друзья из России только смеются, когда я им все это рассказываю, а на самом деле у нас тут все довольно печально. Вы тоже готовьтесь. Купите еды и спирта. А бабушек и родителей отправьте в деревню — на домашний арест.
Мария, Лукка, Италия
В Лукке полный карантин начался примерно неделю назад, когда объявили его для района Ломбардии. Но из Ломбардии народ начал сбегать по ночам поездами, поэтому карантин объявили по всей Италии. Без уважительных причин нельзя выходить из дома. Такой причиной может быть поход за продуктами, в аптеку, в крайнем случае — на почту. Или до работы и обратно. Надо при себе иметь «оправдательную записку», бланк можно распечатать из Интернета и в нем записать, где живете и куда идете.
В Лукке даже был случай — арестовали целую похоронную процессию, потому что даже по такому поводу собираться на улице нельзя. Еще шестерых человек арестовали, потому что они собрались дома у одного из них, хотели отметить день рождения. Соседи сообщили куда следует.
За нарушение режима могут действительно отправить в тюрьму. Поэтому в случае чего надо сразу звонить адвокату, и тогда можно отделаться штрафом. Открыты только большие супермаркеты. Туда можно входить только по два человека, остальные стоят с тележками снаружи в очереди. Внутри буквально расчерчен пол — чтобы люди знали, на какое расстояние можно приближаться друг к другу. Дефицит был пару недель назад, еще до карантина. Из-за слухов началась паника, и народ стал все подряд скупать.
Есть большие опасения, что с работой сейчас будет очень плохо. Все, кто работал по временным контрактам, боятся, что их будут увольнять.
Несколько дней назад еще можно было выходить на пробежку, сегодня и этого нельзя. Хотя я видела пару человек, которые занимались этим тайком, в безлюдных местах.
В целом, люди понимают, что только такими способами можно остановить инфекцию. И дать время врачам на разработку вакцины. К сожалению, не хватает антисептиков и масок. Те, кто успел, имеют их, а кто не успел — не могут купить даже по повышенной цене. Еще хуже, что не хватает аппаратов искусственного дыхания, которые необходимы для лечения.
Если не сделать как в Китае, будет как в Италии
Алексей. Мюнхен, Германия
Коронавирус ещё не «пришел» сюда. Ещё рано. Только отголоски в прессе и через знакомых. Хотя уже статистика показывает более 4000 зараженных по Германии. С ограничениями я пока вообще не сталкивался. Такого, как в Италии, где по улицам ходят и смотрят, чтобы все по домам сидели, — нет. Вчера стало известно, что общественный транспорт будет ходить без обычных усилений в часы пик. То есть поезда будут ходить раз в 20 минут, но это ерунда. Много школ по Мюнхену закрылись до ближайших каникул. Дети теперь примерно 5 недель будут дома сидеть. А взрослые продолжают работать в офисах, ни я, ни мои знакомые на работу из дома пока не перешли. В магазинах кончилась туалетная бумага. И почти все макароны. Остальное — на месте. Нам, пережившим 90-е в России, это кажется просто смешным. Продуктовые магазины теперь будут работать до 22:00, а обычно все в 20:00 закрываются. Самое неудобное — закрытие границ. Европа сильно глобализирована. Здесь, на юге Германии, народ привык, например, на выходных ездить в Италию на лыжах кататься. Я через 2 недели в Словению собирался на Адриатику. Теперь, скорее всего, не поеду. Не пустят через границу. Но в целом, я считаю, Европу погубит либерализм и демократия. Если не сделать как в Китае, будет как в Италии.
Юлия. Таллин, Эстония
В Эстонии пока нет полного карантина, но объявлено чрезвычайное положение. С 16 марта закрыты все школы, дети переведены на электронное обучение. Детские сады открыты, но, например, в нашем районе их закрыли. Многие фирмы переходят на работу на дому.
Мы можем беспрепятственно выходить на прогулки. Но до 1 мая закрыты все музеи, театры, кино. Подросткам запрещено находиться в торговых центрах, людям запрещено собираться большими группами.
Рядом с моим домом пять продуктовых магазинов. В двух из них пустые полки, где была туалетная бумага, салфетки, греча, овсянка и пшено, нет картошки, в некоторых магазинах нет хлеба или мясных продуктов. Но в некоторых магазинах есть все. Проблема только с масками и дезинфицирующими средствами для рук.
В магазине Delice в Viimsi Vald пустые полки с туалетной бумагой. Посередине стоят рулоны, но по цене 6,41 евро. Вся бюджетная туалетная бумага, от 1,5 до 3,58 евро, раскуплена.
В очереди за легкими наркотиками выстроились туристы и мигранты
Мечислав. Бреда, Нидерланды
Ограничений по передвижению не ввели, пока можно пересекать границы с Бельгией и Германией. Но на границе с Германией могут тепловизором проверить температуру. Со вчерашнего дня, с 15 марта, закрылись все школы, спортивные секции, рестораны, секс-клубы и кофешопы. Поэтому вчера были большие очереди в кофешопы — люди закупались легкими наркотиками. Но в этих очередях были преимущественно молодежь, туристы или марокканцы и турки, которые здесь живут. Если бы запретили сигареты продавать с шести вечера, все бы побежали их покупать. Голландцы из-за этого вообще не переживают.
Я занимаюсь продажами. Все продажи встали, но нас просят оставаться в контакте с клиентами, чтобы следить за ситуацией. Мне выдали лэптоп и я работаю из дома. В моем офисе до пятницы не было ни масок, ни антисептиков для рук. Хотя у нас международная компания, постоянно приезжают водители из других стран, в том числе из Италии, загружаться.
Дети сидят дома, для них должны ввести дистанционное обучение. Голландцы не паникуют, в магазинах все есть. Бывает, что самую дешевую муку или туалетную бумагу разбирают, но в принципе все есть, даже медицинские маски.
Тесты делают только в больнице, попавшим туда с симптомами коронавируса. Если температура выше 38, то вообще нельзя идти к врачу, надо вызывать на дом.
Для меня самая большая трудность — что нельзя никуда с детьми пойти. Обычно мы много времени проводим в спортивных секциях и развлекательных центрах. У меня сын 12 лет профессионально занимается хоккеем, из-за коронавируса сезон закрылся. Сидим дома, смотрим телевизор. Но главное, чтобы все были здоровы. В Бреде уже есть один больной коронавирусом, 16-летний мальчик. Он в тяжелом состоянии. Так что эта болезнь не только пожилых может коснуться.
Венера Галеева
«Фонтанка.ру»