Михаил Мишустин запретил выставлять пени и штрафы за задержку платежей по квитанциям ЖКХ. Предприятия сравнивают себя с платными парковками и готовятся к кризису неплатежей.
О том, что правительство намерено облегчить жилищно-коммунальное бремя, говорили с самого начала эпидемических ограничений. Москва подала всем пример, когда напрочь отменила взносы на капремонт, но у богатых свои причуды, на такое в регионах особо не рассчитывали. Лекарство для всех выписали 2 апреля, а накануне рецепт опубликовали официально: глава правительства Михаил Мишустин запретил предприятиям начислять пени за просрочку платы по ЖКХ.
В недрах маркетинговых отделов управляющих компаний, по данным «Фонтанки», теперь рождаются перлы вроде «не надейся на авось и дары с небес — долг растет как снежный ком, с пенями и без». Сами коммунальщики на небеса не надеются, остается креативить.
Правительственное постановление имеет номер 424 — видимо, организациям ЖКХ придется частенько вспоминать его до конца года. Именно на этот срок замораживается часть правил предоставления коммунальных услуг. Одновременно выключаются некоторые пункты заключенных договоров — как с ресурсниками, так и с управляющими организациями. Их долго перечисляют, а в конце для непонятливых: «Приостановить до 1 января 2021 года взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт». Радикальные меры — выключить должнику электричество или заткнуть фановую трубу — тоже под мораторием.
На фоне предложения бизнесу месяц покормить сотрудников, не имея возможности зарабатывать, это не кажется таким уж ударом. И уж тем более вертикаль власти не позволяет комментировать решение Мишустина городским чиновникам и городским же предприятиям, на которые приходится львиная доля коммунального рынка. От них удалось получить только некоторую статистику, но и она говорит о многом.
Задолженность управляющих организаций перед Водоканалом составляет 4,67 млрд рублей; просрочено из этой суммы 3,30 млрд, и пеней по этой просрочке начислено 125 млн рублей. Однако у Водоканала есть и прямые договоры с собственниками помещений, пусть и сравнительно немного. По ним предприятие ждет 192 млн рублей, а ждет дольше 2 месяцев (просрочка) 128 млн. Штрафных санкций набежало чуть менее чем на миллион.
ГУП «ТЭК» жилищники задолжали к началу апреля 9,7 млрд рублей, из них просрочка — 5,6 млрд рублей. В 2020 году предполагалось взыскать пеней на 93 млн рублей. Потребители на прямых договорах должны за тепло и горячую воду 266 млн рублей; свыше 2 месяцев из этого не может дойти по адресу 129 млн рублей, и долг по пеням составляет 2 млн рублей.
В «Петроэлектросбыте» лишь рассказали, что 65 тысяч петербуржцев накопили перед компанией долги свыше 5 тысяч рублей, то есть счет задолженности идет на сотни миллионов. В ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» и в ТГК-1 не смогли оперативно поделиться своей бухгалтерской болью — возможно, она недостаточно сильна.
В принципе ситуация с городскими коммунальными предприятиями напоминает историю с перевозчиками: в том случае петербуржцам отсоветовали садиться в автобусы — в этом запретили энергетикам начислять штрафы. При этом всегда остается более или менее гарантированный источник финансирования в виде бюджетных инвестиций — за водоснабжение/теплоснабжение/проезд по льготным ценам.
«Это реальная мера для поддержки граждан, которые сейчас попали в трудную финансовую ситуацию, — говорят в комитете по энергетике. — При этом мы надеемся, что отмена пеней не приведёт к злоупотреблениям со стороны тех, кто имеет возможность оплачивать коммунальные услуги в полном объёме, ведь их оплата — это обязанность потребителя коммунальных услуг. Все расчеты и выставление счетов будут по-прежнему осуществляться в полном соответствии с законодательством. Впоследствии каждый случай с задолженностью готовы будем рассматривать в индивидуальном порядке».
До этих рассмотрений еще надо дожить, в том числе управляющим организациям, которые занимаются содержанием домов. Городские жилкомсервисы встроены в ту же вертикаль, что и Мишустин, а вот коммерсанты на этом рынке эмоций не скрывают. Их пугает не сам «недобор» штрафов, а тот сигнал, который посылают чиновники жителям. «Кризис неплатежей уже начался, — говорит Евгений Пургин, руководитель Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере. — Кто-то будет дисциплинированно платить, но не факт, что этого хватит на все виды работ. И первыми пострадают сторонние субподрядчики управляющих организаций. Их по-хорошему надо спасать, но молчание наших властей просто изумляет. Мы получаем какие-то странные запросы, но никакого разъяснения, как ориентироваться бизнесу в условиях коронавируса. Похоже, что никакой власти у нас в этом деле и нет, и сколько мы протянем — неясно».
«Сити Сервис» тоже не ждет хорошего, но некоторый опыт там уже накопили. «По опыту прошлых кризисов мы ожидаем волну неплатежей со стороны клиентов, — говорят в компании. — В 2008 и 2014 годах мы регистрировали прирост долгов населения, так что ситуация не новая и мы к ней готовились». Среди новых негативных факторов «Сити Сервис» называет психологическую проблему. «Если ранее клиенты допускали неплатежи на свой страх и риск, понимая, что это неправильно, то сейчас появилась категория клиентов, убеждённая, что отказ от оплаты для них пройдет безнаказанно, — считают в УК. — То есть помимо тех, кто не сможет заплатить в силу объективных трудностей, появятся еще и те, кто решит за счет платежей за коммунальные услуги просто сэкономить. Здесь нужно понимать, что если отказаться от платежей сейчас, то в январе придется заплатить сразу за 8 месяцев. Учитывая средний счет за ЖКУ в Петербурге, получится примерно 40 тысяч, то есть почти средняя зарплата».
Кроме того, у управляющих организаций появились новые расходы — на дезинфицирующие средства, средства защиты для персонала, на вывоз дополнительных объемов мусора и бытовых отходов, перевод аварийных бригад и технических служб в усиленный формат работы. Если жители решат, что эпидемия не время для оплаты счетов, работы по содержанию резко сократятся. Особенно остро данная проблема встанет перед небольшими управляющими компаниями и ТСЖ.
«Помимо дефицита ресурсов, у последних выше кадровая нагрузка на платежку клиента — к примеру, один бухгалтер на пять домов обходится конечному клиенту существенно дороже, чем пять бухгалтеров на сто домов, — уточняет «Сити Сервис». — Крупные игроки рынка за счет оптимизации, вероятно, смогут минимизировать подобные проблемы на своих домах».
Гендиректор УК «Возрождение» Инна Семенова согласна, что у людей возникнут проблемы с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Но не опасается. «Мы и так предлагаем людям, оказавшимся в трудной ситуации, прийти с документами и подтвердить это, — говорит она. — Например, принести справку об увольнении с работы. И если они подтверждают свои проблемы, то мы всегда даем рассрочку на полгода и не начисляем пени». В то же время Семенова подтверждает, что определенный процент неплательщиков существует всегда, и он может вырасти, но претензионную работу никто не отменял. Более того, директор «Возрождения» предлагает еще одну меру поддержки жильцов: «У приборов учета кончаются межповерочные сроки, а провести поверку или установить отсутствующий прибор сейчас возможности нет. Из-за этого собственники квартир платят с повышающим коэффициентом. Вот это бы я тоже отменила, пока не закончится ситуация с вирусом».
В одной крупной управляющей организации на условиях анонимности рассказали, что на пени приходится порядка 5% от объема задолженности. «Это не самые значительные цифры, — говорят там. — Но это жест символический со стороны правительства. Он должен создать впечатление заботы, а создает впечатление, что с оплатой ЖКХ спешить не стоит. В марте и так снижение сборов около 10%, улучшение прогнозировать сложно. По итогам года может быть провал до 20%, это скажется на работе. У нас не самый рентабельный бизнес, лишение любой копейки сильно бьет по карману. Какое-то время можно продержаться, но недолго. А потом само покатится».
Еще один заведомо пострадавший — фонд капитального ремонта. «Сумма долга собственников по взносам на 1 января 2020 года составила 1,7 млрд рублей без учета пени, — рассказали там. — Расчет пени происходит в дату погашения задолженности собственником, которую фонд спрогнозировать не может». Но что точно можно было прогнозировать — так это рост пеней, которые организация могла бы предъявить в суд к взысканию: напомним, с нового года взносы на капитальный ремонт выросли в Петербурге вдвое.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»