Смольный отключил льготы и сдает горожанам карты бесплатного проезда, как крупье. Ответственные комитеты продолжают говорить «еще», и перебора не предвидится.
Транспортные ограничения Смольный запустил в начале первой «нерабочей» недели. Подземку стали закрывать на 2 часа раньше обычного, 17 вестибюлей вообще замуровали, отменили более 200 маршрутов наземного транспорта — по большей части коммерческих, но не только. Снижая предложение, решили уменьшить и спрос — за счет учащихся и пенсионеров. Им отключили льготные билеты в духе «любишь кататься в коронавирус — люби и платить полную стоимость». Первыми поперхнулись льготники из числа медиков: их-то точно никто не освободил от работы, а исключений в постановлении комтранса не было.
Чиновники бросились исправлять ситуацию, и 28 марта доложились о раздаче 2 тысяч бесплатных «Подорожников». Две тысячи на всех — медиков-пенсионеров, соцработников и волонтеров — никого не убедили. 28 марта Смольный поднял ставки до 16 тысяч карточек, из которых работникам больниц положено почти 15 тысяч. Еще через день глава комтранса рассказал, что в Петербурге раздали 28 тысяч пластиковых билетов. Аккомпанементом для этих новостей были постоянные сообщения от читателей «Фонтанки» в такой тональности: «Никто ничего не выдал. Ездим за свои. Не смертельно, но мерзко — медики расходный материал?»
В общем, если бы нерабочий режим действительно продлился всего неделю, то уложиться с раздачей положенных карт не смогли бы даже к уик-энду. И действительно, это было бы «не смертельно», но режим продлили до конца апреля — перечень отмененных льгот здесь. Врачи окончательно удостоверились, что прикладывать пресс-релизы Смольного к валидатору бессмысленно, и снова постучались на «Фонтанку». «Проездные выдали, но не всем, а малой части, — пишет Наталья. — С учетом того, что нерабочие дни продолжаются до конца месяца, зреет недовольство сотрудников. На данный момент список был подан на 12 человек, в итоге получили только 2 человека».
Три последовательных шага выглядят так, будто их режиссировал Навальный: отменить льготы на проезд — принудить работать в «выходной» месяц — не вернуть льготы. Это был бы экстравагантный способ поддержать задыхающихся без пассажиров перевозчиков, но дело не в злонамереннности, а в организации.
Процедура напоминает игру в блэк-джек: крупье выступает комитет по транспорту, за столом сидят другие комитеты. Пластиковые карты сдаются только по запросу, а каждый новый тираж разлетается по виртуальному слову «еще», то есть по заявкам. Как рассказали в комтрансе, комитет по здравоохранению в общей сложности затребовал 31 875 «безденежных единых билетов». На втором месте — комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности (5900 билетов). Далее идут комитет по молодежной политике с тысячей билетов для волонтеров и комитета по социальной политике (963 билета).
Проблема в том, что комитет по здравоохранению и сам действует на основании заявок от учреждений. Составить один полный список медицинских пенсионеров за один раз оказалось невозможно, фамилии приходят порциями. По информации «Фонтанки», таких заявок от комздрава на данный момент пришло уже восемь.
Вопрос не только в количестве билетов, но и в принципе их распределения. «У меня друзья работают в городских поликлиниках, о них город как-то позаботился, — говорит сотрудник Военно-медицинской академии Александр. — А мы — «федералы», плюс казенное учреждение. У меня карточка льготная еще «чеченская», сделал, когда служил. Она заблокирована. Я-то на машине езжу, но у меня сотрудников половина за городом живут. Из Тосно до больницы и обратно — 450 рублей. Причем в Ленобласти карточки льготные работают».
Одновременно звонили из центра им. Алмазова. «Нам сообщили, что подлежат выдаче проездные только льготникам старше 55 и 60 лет, — рассказала одна из сотрудниц. — Из этого следует, что льготники по выслуге лет или по условиям труда их не получат».
«Фонтанка» связалась с комитетом по здравоохранению, там на две хорошие новости пришлась одна плохая. По словам пресс-службы, заявки на проездные аккумулируются со всех учреждений — и федеральных, и городских. По поводу так называемых «молодых» пенсионеров в комитете подтвердили, что по ним списки составлялись отдельно, и уже 9 апреля до них должны дойти бесплатные карточки. А вот заходить на территорию соседнего региона и обеспечивать жителей области городскими проездными у ведомства возможности нет.
Что касается льгот для участников боевых действий, то с ними тоже получилось неловко. В официальном телеграм-канале Петербургского метрополитена успело появиться сообщение, что они — как и почетные доноры — могут проходить бесплатно через первый турникет при предъявлении соответствующих документов. Читатели эмпирически выяснили, что это не так. При этом в ограничительном постановлении Смольного не говорится ни о военных ветеранах, ни о чернобыльских ликвидаторах, и они явно не входят в категорию «обучающихся» или пенсионеров. Собеседник в транспортном блоке подтверждает: изначально предполагалось прописать в документе все виды льготных проездных билетов. В процессе формулировки поменялись, а логика осталась прежняя: не поощрять перемещение людей в транспорте. В итоге сейчас доноры и ветераны боевых действий также не могут рассчитывать на льготу.
По состоянию на 8 апреля комтранс в общей сложности выдал более 39 тысяч билетов.
Между тем список игроков за столом может заметно увеличиться. На последнем рабочем совещании правительства 6 апреля губернатор Александр Беглов поручил комитету по соцполитике поддержать работающих пенсионеров и за пределами больниц. В первую очередь — как раз бесплатными проездными. Сегодня в Петербурге проживает почти 1,4 миллиона граждан пенсионного возраста. 30% из них продолжают работать. Среди отраслей, оказавшихся таким образом на передовой, Беглов назвал, помимо медицины, ЖКХ, пищевую промышленность, социальную сферу, почту, дошкольное образование.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»