Городские ЗАГСы временно не принимают заявления от молодоженов, но тех, кто назначен на апрель и не хочет ничего переносить, женят по расписанию.
Петербуржцам рекомендовали отложить посещение ЗАГСов и максимально ограничить количество гостей на церемониях. А вице-премьер Михаил Мишустин поручил придумать, как перевести все ЗАГСы на дистанционную работу. В апреле, неожиданно ставшем нерабочим, в Петербурге планировали пожениться около 3,5 тысяч пар. Их просят перенести регистрацию, но соглашаются не все.
Фурштатская, 11 часов утра. Парковочные места забиты, но людей почти нет. В обычное время напротив входа во Дворец бракосочетаний № 2 каждые 15 минут останавливаются машины с брачующимися и их гостями, а порог усыпан розовыми лепестками и рисом — вопреки просьбам сотрудников ЗАГС ничем таким в новобрачных не кидаться. Но теперь на Фурштатской — тишина, а асфальт девственно чист. Из громкоговорителя разносится голосовое оповещение — граждан просят оставаться дома из-за эпидемии нового коронавируса.
Но даже в этой обстановке в ЗАГСе продолжают заключать браки. Отменить или перенести регистрацию могут только сами молодожены. Если они решат этого не делать — можно прийти и пожениться. При себе надо иметь маски и перчатки. Гостей придется оставить на улице.
Первая пара появляется только в полпервого. У ЗАГСа останавливается белый внедорожник, оттуда выходят молодой человек и девушка. Оба — в джинсах и кожаных куртках.
Александр и Катерина свадьбу планировали давно. Вместе уже пять лет, уже есть совместный ребенок. «Решили ничего не переносить, потому что не стоит прогибаться под изменчивый мир — пусть лучше он прогнется под нас, — говорит Александр. — Я считаю, что всегда надо следовать своим целям и достигать их. Я такой человек — если я что-то наметил, а обстоятельства развиваются как-то не так, я поступаю так, как нужно мне. Наш брак — решение взвешенное. Мы с женой сторонники того, что союз должен быть проверен временем». При слове «жена» Катерина счастливо улыбается.
Месяц назад, когда молодые люди подавали заявление, еще ничто не предвещало сегодняшние меры эпидемиологической предосторожности: «никакого коронавируса в России не было». Но церемония изначально планировалась скромная. Невеста, конечно, хотела видеть и белое платье, и все, что к нему прилагается, но жених сразу сказал, что придет в ЗАГС в джинсах «при любом раскладе». «Самое главное — что ты в это вкладываешь, а не церемония, — говорит Александр. — Церемония — это больше показуха. Как правило, чем она ярче, тем быстрее люди разводятся».
«Единственное, что пришлось изменить, так это оставить ребенка дома, с бабушкой, — добавляет Екатерина. — Мы хотели его с собой в ЗАГС. Я вчера в новостях услышала, что ЗАГСы вообще закрыли. И уже было расстроилась, но по телефону нам сказали, что зарегистрироваться можно».
Самым сложным в подготовке к свадьбе оказалось найти дефицитные маски и перчатки. Сегодня они — обязательные атрибуты для новобрачных. Кроме жениха и невесты в здание не пускают никого. Чтобы охранник отпер дверь парадного входа, надо позвонить по телефону, назвать фамилию и время регистрации. Кроме охранника, молодых встречает начальник ЗАГСа — тоже в перчатках и маске. После традиционных вопросов о согласии и осознанности решения выдают на сверку черновик свидетельства о браке. «Самое главное, что система работает, — отмечает Александр. — Если бы перестали регистрировать браки вообще, все бы повалили в первые же дни после окончания нерабочих дней, и была бы толкучка». Как только режим повышенной готовности закончится и границы снова откроют, пара отправится, как и планировала до эпидемии, отдыхать «на острова». А в день свадьбы путешествие заменит прогулка с ребенком.
Вскоре на Фурштатской появляется еще одна пара. На девушке — актуальное платье-пиджак белого цвета и туфли-лодочки. Дмитрий и Полина планировали свадьбу за три месяца, в программе было все, что положено: ресторан, гости, ведущий. Все пришлось переиграть. На регистрацию молодые пришли с родителями. Поздравить ребят приехал и ведущий их будущей свадьбы Артемий — праздник для родных и друзей не отменили, а перенесли на лето. Артемий привез жениху и невесте маски, которые накануне сшила для них девушка-хореограф. Она должна была ставить Полине и Дмитрию свадебный танец, но из-за коронавируса полезнее оказались другие навыки.
Для родителей то, что их не пустят в ЗАГС, становится сюрпризом. Но они не ропщут и не возмущаются — эпидемия изменила слишком многое. Мамам, которые записывались к мастерам чуть ли не за месяц, не удалось сделать праздничные прически, даже цветы раздобыть в условиях, когда все магазины закрыты, оказалось целой историей. «Откуда букет? На даче вырастили!» — хитро улыбается папа невесты. Сдавать место, где вошли в положение и все-таки продали букет, он не хочет. Поначалу и с журналистами родители молодых общаться опасались — а вдруг за то, что они все вместе вышли на улицу, положен штраф? С утра новостей о таких штрафах не было, но вдруг за пару часов что-то изменилось.
К парадной двери подходит мужчина с пакетом в руках. Это Сергей, владелец кафе на Фурштатской. С введением нерабочих дней его заведение перешло на новый режим. Некоторые заказы хозяин разносит сам. «Меня здесь, на Фурштатской, все знают, я много лет работаю, — говорит Сергей. — У меня еще восемь точек по городу. Люди сидят по домам в отпусках, всех на доставку заказов я переводить не стал. А вдруг они заразятся, зачем мне это нужно? Вы лучше приходите за пиццей, у нас сейчас все навынос и с большими скидками».
Дмитрий и Полина проводят в здании томительные тридцать минут. С лепного карниза на асфальт слетают упитанные голуби. Птицы явно рассчитывают на рис, который полетит в открывающиеся двери ЗАГСа, и смотрят на людей укоризненно. Жених и невеста появляются с розовым бланком свидетельства о браке в руках. Маски и перчатки они снимают только перед выходом. И выглядят очень счастливыми. «Мы познакомились давно, почти два года назад, в ресторане, — говорит Дмитрий. — Она там была администратором, а я с друзьями сидел, гулял. Взял номерочек, созвонился и так пошло-поехало. Обычная история». «Друзья и родственники предлагали нам перенести, но мы решили не менять дату, потому что мы в положении. И хотим, чтобы ребенок родился в браке, — добавляет Полина. — Мы просто изменили формат на более безопасный».
Теперь молодая семья отправится на небольшую прогулку по центру города — сегодня это не противоречит введенным в Петербурге правилам. Главное — соблюдать дистанцию с другими людьми, лишний раз ничего не трогать, и при первой же возможности как следует вымыть руки. Кольца, кстати, при этом рекомендуется снимать и дезинфицировать отдельно.
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»