Служба экстренных вызовов 112
Где находится: Киевская ул., 28 А.

Когда создана: с мая 2015 года работала в режиме опытной эксплуатации.
В постоянную эксплуатацию перешла в июне 2017 года.

Цель: ускорить реагирование в экстренных ситуациях.




Объясняет Марина Елпатьевская, начальник службы экстренных вызовов 112
Объясняет Марина Елпатьевская, начальник службы экстренных вызовов 112
Как работает: центр вызовов 112 работает на двух площадках. На Киевской — основная,
в 5-м Предпортовом проезде — резервная. Всего на обеих площадках работает порядка
30 операторов.
Операторы службы работают в режиме сутки через трое. За смену каждый обрабатывает в среднем около 300 звонков, а весь центр — принимает 8–9 тысяч. При этом каждый четвертый вызов (20–25%) бывает ложным. Номер 112 можно набрать без сим-карты. Многие звонят нам, проверяя работу телефона. Иногда так «играют» дети. Часто народ любит «поговорить за жизнь», хотя мы — экстренная служба.
Эти специалисты отвечают на звонки об авариях и пожарах.
Для операторов предусмотрены перерывы каждый час. Кроме того, у них есть обеденное и вечернее время. В офисе обустроена столовая, мужская и женская спальни, есть велотренажер.
Как устроена: когда оператор отвечает на звонок, на компьютере отображается номер телефона и местонахождение человека. Правда, пока ещё эту возможность предоставляют не все операторы связи.
На экране автоматически открывается карточка, в нее оператор заносит нужную информацию. К примеру, в случае ДТП — адрес, есть ли пострадавшие, нужно ли спецоборудование, чтобы извлечь человека из машины. Заполненная карточка за доли секунды направляется сразу в несколько служб — в скорую и полицию, если надо — еще и в МЧС.

Программа службы 112 интегрирована с ПО всех экстренных служб. Поэтому в скорую или полицию карточка приходит в привычном для этих служб виде. А оператор центра 112 может отследить, дошла ли информация, когда она просмотрена и принята в работу.
Марина Елпатьевская (справа) рассказывает о работе Центра 112.
Нам требуются люди, умеющие эмоционально разделять свою проблему и чужую. Бывает, нам звонят дети 5–6 лет (их в детских садах учат набирать 112): они плачут, рассказывая, что скучают по маме, которая ушла на работу. И в этой ситуации оператору надо спокойно поговорить с ребенком и выяснить, где он живет, как долго один дома, может ли открыть дверь сотрудникам специальных служб.

Иногда звонят пьяные, угрожают, грубят, требуют соединить с Шойгу. Они не понимают, что мы только принимаем экстренные сообщения и передаем их в дежурные службы города. Работа эмоционально очень тяжелая. Поэтому к подбору персонала мы относимся очень серьезно и ответственно.

Максимум мы фиксировали 14 тысяч обращений в сутки — в апреле этого года, когда был взрыв в метро. После того, как информация прошла в СМИ, пошел наплыв. Люди звонили и спрашивали, что случилось, искали родственников. После этого еще две недели был пик обращений — люди активно обращали внимание на бесхозные предметы.

В Новый год у нас традиционно период повышенной нагрузки. Ровно в десять минут первого нам начинают звонить мамы с детьми, бабушки и жаловаться на фейерверки и петарды. Им трудно объяснить, что в новогоднюю ночь официально разрешено шуметь до утра.
Будущее: мы уже готовимся к чемпионату мира по футболу — набираем сотрудников со знанием иностранных языков. Кроме того, разрабатывается мобильное приложение для вызова экстренных служб. Мы хотим, чтобы им смогли пользоваться люди с ограниченными возможностями. Сейчас прорабатываем организационные вопросы.
«Большая просьба к людям, которые попали в ДТП: прежде чем набрать 112, уточните адрес происшествия. Это значительно сэкономит время оператора и повысит оперативность оказания помощи».
Марина Елпатьевская, начальник службы экстренных вызовов 112
«Большая просьба к людям, которые попали в ДТП: прежде чем набрать 112, уточните адрес происшествия. Это значительно сэкономит время оператора и повысит оперативность оказания помощи».
Марина Елпатьевская, начальник службы экстренных вызовов 112
Городская система видеонаблюдения
Санкт-Петербурга



Объясняет директор СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр» Виктор Серков
Объясняет директор СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр» Виктор Серков
Как работает: городская система наблюдения включает более 20 тысяч видеокамер. За последние 4 года их число выросло почти в 7 раз. Видеокамеры установлены в местах массового пребывания граждан, во дворах спальных районов, в городских парках, на автовокзалах и даже мостах. В систему также интегрированы камеры метрополитена, аэропорта Пулково и других государственных предприятий. Большая часть камер не принадлежит городу — изображение с 19 тысяч видеокамер предоставляют подрядные организации. Проектирование, установка и обслуживание видеокамер ведётся силами исполнителей, что обеспечивает существенную экономию бюджетных средств. Город оплачивает только видеопоток, т. е. предоставление непосредственного изображения. К примеру, самые недорогие с точки зрения оплаты — видеокамеры, установленные на дверях парадных жилых многоквартирных домов, — обходятся в тысячу рублей в месяц.
В центре города работают десятки камер.
В 2015 году мы приобрели новое программное обеспечение. Оно, в том числе, позволяет отображать зоны обзора видеокамер на разных картографических слоях (например — «Яндекс.Карты», Google), просматривать изображение со смартфона и давать доступ к ресурсам городской системы видеонаблюдения пользователям с различной степенью доступа. Онлайн-доступ есть у администраций районов, городских комитетов — по транспорту, по благоустройству, у Ленэнерго, у районных отделений полиции. С помощью сервиса они могут контролировать качество уборки улиц и дворов, отслеживать заторы на дорогах и перенаправлять транспорт в объезд.
Как устроен: за ситуацией в городе круглосуточно следят 10 сотрудников дежурной смены. На данный момент у нас нет системы видеоаналитики — мы тестировали несколько программных продуктов, но пока ни один не подтвердил свою работоспособность в климатических условиях Петербурга. Сами сотрудники не могут физически отсматривать одновременно 20 тысяч камер. Поэтому записи с них автоматически архивируются на 7 дней.
Операторы отслеживают сводку происшествий — мониторинг оперативных ситуаций (АС «МОС»). В ней аккумулируется информация о всех происшествиях в городе. Сотрудники смотрят, попало ли происшествие в зону обзора видеокамер, и если попало, сохраняют видео для дальнейшего доступа служб.
Операторы сохраняют видео по запросу полиции.
Мониторинг работоспособности видеопотока ведется автоматически, с помощью программного обеспечения. Если изображение недоступно более 48 часов, работа этой видеокамеры за месяц подрядчику не оплачивается.

Также сотрудники дежурной смены обрабатывают заявки граждан на долгосрочную архивацию видео и запросы правоохранительных органов о предоставлении видеоинформации.
Итоги: в день к нам поступает до 100 запросов на сохранение и выдачу видео с мест происшествий. В год мы обрабатываем около 20 тысяч заявок. Кроме того, видеокамерами пользуются органы власти и правоохранители.

Будущее: мы разрабатываем общедоступное мобильное приложение, с помощью которого можно будет передать видео с любого мобильного устройства прямо с места происшествия в городскую систему видеонаблюдения, направить запрос для архивирования видеозаписей и многое другое. Также мы продолжим работу по интеграции сторонних систем видеонаблюдения в городскую систему видеонаблюдения Санкт-Петербурга.
«Подать заявку на архивирование видео может любой горожанин. Например, если с ним что-то случилось, поцарапали машину или попал в ДТП. В течение 7 суток после происшествия надо позвонить на наш контактный номер и сообщить время и дату происшествия. Оператор сохранит видео. После этого человек должен обратиться в полицию либо к адвокату, поскольку видеозапись мы выдаем по запросу только сотрудникам правоохранительных органов и организаций, которые имеют право работать с такой информацией».
Виктор Серков, директор СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр»
«Подать заявку на архивирование видео может любой горожанин. Например, если с ним что-то случилось, поцарапали машину или попал в ДТП. В течение 7 суток после происшествия надо позвонить на наш контактный номер и сообщить время и дату происшествия. Оператор сохранит видео. После этого человек должен обратиться в полицию либо к адвокату, поскольку видеозапись мы выдаем по запросу только сотрудникам правоохранительных органов и организаций, которые имеют право работать с такой информацией».
Виктор Серков, директор СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр»
Автор текста: Антонина Асанова
Редакторы: Галина Леонтьева
Корректор: Елена Иванова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева
Верстка/дизайн: Ксения Горшкова
Фото: "Фонтанка.ру"

Просмотров: 1008