Диспетчерский центр управления перевозками Октябрьской железной дороги
Где находится: Невский проспект, 85Д.
Когда создан: 2003 год.
Цель: упростить управление движением, обеспечить пропуск пассажирских
и пригородных поездов строго по графику, сократить сроки доставки грузов.
Когда создан: 2003 год.
Цель: упростить управление движением, обеспечить пропуск пассажирских
и пригородных поездов строго по графику, сократить сроки доставки грузов.
Объясняет Дмитрий Коровин, начальник скоростного района Диспетчерского центра управления перевозками ОЖД
Объясняет Дмитрий Коровин, начальник скоростного района Диспетчерского центра управления перевозками ОЖД
Как работает: мы управляем движением поездов всей ОЖД — от Мурманска до Москвы — на основе графика, который создается и корректируется не реже одного раза в год. Для пассажирских и пригородных поездов график — это закон. Наша задача — контролировать их прохождение, а в случае нештатных ситуаций — принять правильное решение, чтобы сократить время отставания и привезти пассажиров вовремя. Однако основной объём перевозок, которые осуществляет Октябрьская железная дорога, — грузовые; грузовых поездов в несколько раз больше, чем пассажирских. На их движение могут повлиять многие факторы, например, проблема предъявления грузов у грузоотправителей или проблемы своевременной выгрузки вагонов у грузополучателей. Задача центра — пропустить поезда так, чтобы соблюсти сроки доставки, выполнить график движения пассажирских и пригородных поездов, обеспечив при этом безопасность и пассажиров, и грузов.
Сотрудники центра используют больше 10 информационных систем с разным функционалом. Например, в одной из них можно увидеть, какой поезд и в какое время прошел определенную станцию. (Эти данные поступают автоматически от устройств на путях и через систему ГЛОНАСС.) Там же отображается вся информация о поезде: количество вагонов, перевозимые грузы и т. д.
Перед каждым поездным диспетчером — несколько мониторов, на которые выводится информация из различных систем
На 22 из 47 станций участка Санкт-Петербург — Москва работает система «Автодиспетчер», которая позволяет без участия человека своевременно переводить стрелки и открывать сигналы поездам, согласно графику.
Как устроен: в среднем в сутки по ОЖД проходит порядка 1,5 тысяч пассажирских, пригородных и грузовых поездов, в месяц — около 41,5 тысячи. Диспетчерский центр разделён на 4 района управления: центральный, южный, северный и скоростной. Район состоит из нескольких диспетчерских участков, на каждом из которых движением руководит сменный поездной диспетчер.
35 диспетчеров работают в отдельных кабинетах. Пять диспетчеров участка Санкт-Петербург — Москва, по которому ходят «Сапсаны», трудятся в одном зале вместе со своим дежурным по направлению. Это необходимо потому, что скоростной поезд проходит участок очень быстро, за 20–30 минут, и для принятия решений при возникновении сбойной ситуации остается совсем мало времени.
Поездной диспетчер следит за тем, чтобы поезда на его участке шли по графику. Он принимает решения и передает их дежурным по станциям и машинистам. Если возникает неисправность пути или контактной сети, направляет поезд по соседнему пути или останавливает его на станции, а потом докладывает причастным службам, которые устраняют неисправности. Он планирует явку машиниста к моменту отхода поезда со станции, предоставляет «окна» в движении поездов для производства ремонтных работ. Если станция автоматизирована, диспетчер управляет стрелками и сигналами светофоров прямо из центра.
На каждый из четырех районов Диспетчерского центра ОЖД приходится два-три дежурных по направлению. Они координируют работу поездных диспетчеров. Например, следят за тем, чтобы те не назначали грузовых поездов, которые не смогут двигаться по маршруту из-за того, что на соседних участках ремонт или проходят дополнительные пассажирские поезда.
Четыре диспетчера района управления ежедневно планируют, сколько поездов пойдет в каждом направлении по их району. В информационных системах диспетчер может подсчитать вагоны, увидеть, на каких станциях они находятся и куда будут отправляться. Это позволит понять, сколько поездов за следующие сутки будет сформировано, допустим, на станции Санкт-Петербург — Сортировочная — Московский и как они распределяются по направлениям.
Локомотивные диспетчеры планируют выделение под сформированные поезда локомотивов и локомотивных бригад, состоящих из машиниста и его помощника, и отправляют этот план в депо. Они работают на основании плана отправления грузовых поездов. При этом в информационных системах видят, где и какие электровозы находятся, требуется ли им ремонт или техническое обслуживание.
Четыре диспетчера района управления ежедневно планируют, сколько поездов пойдет в каждом направлении по их району. В информационных системах диспетчер может подсчитать вагоны, увидеть, на каких станциях они находятся и куда будут отправляться. Это позволит понять, сколько поездов за следующие сутки будет сформировано, допустим, на станции Санкт-Петербург — Сортировочная — Московский и как они распределяются по направлениям.
Локомотивные диспетчеры планируют выделение под сформированные поезда локомотивов и локомотивных бригад, состоящих из машиниста и его помощника, и отправляют этот план в депо. Они работают на основании плана отправления грузовых поездов. При этом в информационных системах видят, где и какие электровозы находятся, требуется ли им ремонт или техническое обслуживание.
Локомотивный диспетчер за работой
Итоги: за последние 10 лет объем выгрузки вагонов увеличился почти в два раза, в том числе благодаря работе центра. Сократились сроки доставки грузов. Теперь мы можем организовывать движение поездов без барьерных стыков. Раньше они возникали из-за того, что диспетчеры на местах часто предпочитали решать в первую очередь локальные задачи, что создавало проблемы с транзитным движением.
Будущее: сейчас мы тестируем Интеллектуальную систему управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ). Она помогает поездному диспетчеру принять решение в нестандартной ситуации, когда назначены дополнительные поезда или произошел сбой и начались отклонения от графика. Система должна спланировать движение и предложить оптимальное решение. Если диспетчер принимает ее вариант, информация поступает в другие системы, и мы используем ИСУЖТ как основную программу. Потом смотрим, какие прогнозы она давала, что диспетчер сделал бы по-другому. Эти данные добавляются в ИСУЖТ. Она постепенно совершенствуется и когда-то начнет, наверное, предлагать решения лучше, чем поездной диспетчер.
Будущее: сейчас мы тестируем Интеллектуальную систему управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ). Она помогает поездному диспетчеру принять решение в нестандартной ситуации, когда назначены дополнительные поезда или произошел сбой и начались отклонения от графика. Система должна спланировать движение и предложить оптимальное решение. Если диспетчер принимает ее вариант, информация поступает в другие системы, и мы используем ИСУЖТ как основную программу. Потом смотрим, какие прогнозы она давала, что диспетчер сделал бы по-другому. Эти данные добавляются в ИСУЖТ. Она постепенно совершенствуется и когда-то начнет, наверное, предлагать решения лучше, чем поездной диспетчер.
“
«График движения пассажирских поездов у нас выполняется более чем на 98%. Это фиксируется автоматически, и никто из специалистов не может повлиять на результаты анализа. Так что утверждение, что наши поезда ходят строго по графику, — абсолютная правда».
“
«График движения пассажирских поездов у нас выполняется более чем на 98%. Это фиксируется автоматически, и никто из специалистов не может повлиять на результаты анализа. Так что утверждение, что наши поезда ходят строго по графику, — абсолютная правда».
Автор текста: Алла Пашова
Редакторы: Галина Леонтьева
Корректор: Елена Иванова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева
Верстка/дизайн: Ксения Горшкова
Фото: "Фонтанка.ру"
Редакторы: Галина Леонтьева
Корректор: Елена Иванова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева
Верстка/дизайн: Ксения Горшкова
Фото: "Фонтанка.ру"
Просмотров: 2749