Основной проблемой нефтяного рынка Санкт-Петербурга является не рост цен на нефтепродукты, а дефицит топлива на нефтебазах. Так считает начальник отдела стратегического развития «Петербургской топливной компании» Леонид Чурилов.
По его словам, очень тяжелая ситуация сложилась в городе на прошлой неделе с высокооктановыми сортами бензина. «Повышенное беспокойство операторов нефтяного рынка отсутствием запаса топлива на нефтебазах наблюдалась уже с прошлого четверга», - заявил Чурилов в интервью агентству РосБизнесКонсалтинг.
По мнению Чурилова, рост цен возможен только в случае, если нефтеперерабатывающие заводы будут обеспечивать внутренних российских потребителей нефтепродуктами. В этом случае, считает Чурилов, розничная цена вырастет пропорционально отпускным ценам заводов. Однако, по его мнению, «гораздо хуже будет, если основную часть нефти и нефтепродуктов российские топливные компании выбросят на экспорт».
Бензина не дают
В Балтийской финансово-промышленной группе уповают на увеличение объемов отпуска бензина Киришским нефтеперерабатывающим заводом. Как сообщил корреспонденту РБК директор департамента сбыта нефтепродуктов БФПГ Иван Тивиков, Киришский НПЗ ежесуточно отпускает всем городским компаниям, помимо других видов топлива, 170 тонн бензина марки А-92 при потребности примерно 1500 тонн.
Тивиков говорит, что Киришский НПЗ объясняет ограничение по отпуску светлых нефтепродуктов «отсутствием технической возможности завода», поскольку в настоящее время находится на вынужденной ремонте одна из установок по переработке нефти «Миллионника».
Однако только ресурсов БФПГ, полученных в результате переработки нефтегазового конденсата, находится в настоящее время на Киришском НПЗ 10-12 тыс. тонн. Этого количества нефтепродуктов, по словам Тивикова, хватило бы для покрытия потребности всех АЗС БФПГ. Он отметил, что в течение последней недели специалисты завода пытаются запустить в работу эту установку и в ближайшие дни можно ожидать увеличения объемов переработки нефтепродуктов.
Также Тивиков сказал, что у нефтяных компаний есть определенная надежда на другие НПЗ, находящиеся в более отдаленных регионах – Ярославле и Уфе. Однако, по его словам, в любом случае кризисная ситуация на топливном рынке Санкт-Петербурга реально изменится не раньше октября. Кроме того, он особо подчеркнул, что бензиновый кризис не имеет отношения ни к каким коммерческим сговорам и не зависит от трейдеров.
Запасов осталось на сутки
Тем не менее, по словам Леонида Чурилова, запасов светлых нефтепродуктов на петербургских нефтебазах осталось на сутки. Две петербургские нефтебазы – «Ручьи» и «Красный нефтяник», имеют в своих резервуарах лишь 6,5 тыс. тонн топлива, что соответствует ежесуточному расходу топлива по Санкт-Петербургу и Ленобласти, причем Санкт-Петербург потребляет около 70% общего количества.
Как сообщил Чурилов, в течение последней кризисной недели не было ни одной поставки нефтепродуктов в город, кроме топлива от нефтяной компании «Сургутнефтегаз», которая поставляет нефтепродукты в Санкт-Петербург только в ограниченных количествах и только для нужд городского хозяйства.
Что касается бензина А-92 - главного индикатора рынка светлых нефтепродуктов, то, по словам Чурилова, сегодня на заправках ПТК его цена составляет 7,3-7,5 руб. за литр и уже завтра увеличится до 8 руб. Ситуация с дизельным топливом является самой стабильной на региональном рынке нефтепродуктов. Хотя поставок дизельного топлива в последнее время не происходит, на нефтебазах есть определенные запасы от предыдущих периодов.
Ничего страшного не происходит
В то же время в НК «Славнефть» гарантируют полное обеспечение нефтепродуктами своей сети АЗС в Санкт-Петербурге. Об этом сообщил корреспонденту РБК глава северо-западного представительства АО НГК «Славнефть» Демури Цхакая. Все 19 АЗС «Славнефти» будут обеспечены необходимым количеством нефтепродуктов, что составляет в среднем по каждой АЗС 25-30 тонн светлых нефтепродуктов в сутки.
Как сказал Цхакая, «на рынке нефтепродуктов Санкт-Петербурга ничего страшного не происходит, такая ситуация всегда была в конце третьего квартала». Свою позицию он объясняет тем, что до конца квартала многие компании спешат выполнить экспортную квоту, а «Славнефть», как государственная структура, ориентирована в основном на потребности внутреннего рынка. Кроме того, близкое к Санкт-Петербургу расположение Ярославского НПЗ, принадлежащего «Славнефти», дает возможность в течение недели перебросить любое необходимое количество нефтепродуктов в Санкт-Петербург.
«Бензиновый кризис» пока не объявлен
Операторы петербургского топливного рынка не обращались в администрацию Санкт-Петербурга с объявлением о назревании нового бензинового кризиса. Об этом корреспонденту РБК сообщил член координационного совета по вопросу нефтепродуктообеспечения при администрации Санкт-Петербурга Павел Ожгихин.
По его словам, сейчас идет нагнетание обстановки на рынке нефтепродуктов для того, чтобы оправдать рост цен. По мнению Ожгихина, в городе достаточное количество нефтепродуктов на сегодняшний день для полного обеспечения потребностей как городского хозяйства, так и розничного рынка.
ФОНТАНКА.РУ
В статье использованы материалы информационного агентства РосБизнесКонсалтинг
Фото: фотоархив современной истории Санкт-Петербурга, агентство Интерпресс