Традиционный «партхозактив», собирающийся раз в году в БКЗ «Октябрьский», и на этот раз был выдержан в привычных пивно-оптимистичных тонах.
В четверг на всех трех этажах БКЗ изучали достижения городского хозяйства, дегустировали медовуху «Русской деревни», пили разнообразные сорта городского пива, пол-литра которого, вне зависимости от сорта, стоила 10 рублей, и вполуха слушали отчетно-плановый доклад губернатора. Все, как всегда. За исключением отдельных моментов, которые слишком уж откровенно бросались в глаза.
Любопытным был состав президиума. Кроме членов городского правительства, на трибуне восседал председатель Законодательного собрания Сергей Тарасов. Однако, вопреки слухам, выступить ему так и не дали. Выступал вообще один губернатор. Все, чего удостоился Сергей Тарасов – сдержанная похвала в речи градоначальника: в последнее время, мол, удается поддерживать конструктивную работу с ЗакСом и лично Сергеем Борисовичем. А полномочный президентский полпред, к примеру, не заслужил даже этого. О нем только упомянули как о находящемся в зале.
Наряду с депутатами Думы, Законодательного собрания и т.д. Тарасов сидел от губернатора справа, Александр Потехин – слева. За Тарасовым сидел Юрий Антонов, а за ним – Валерий Малышев. Несмотря на соседство, два последних вице-губернатора, как нам показалось, ни разу друг к другу не повернулись.
Как водится, вначале показали кино. Называется «На рубеже веков». В принципе – о том, что было хорошего в 2000-м году и что будет лучшего в 2001-м. Однако, в фильме сквозило желание его создателей подвести итоги прошедшей части «яковлевского» периода. Как-никак, в этом году юбилей – 5 лет. Интересно, что закадровый голос назвал данный период «большим ремонтом», который еще далеко не окончен. Успехи перечислялись под рефрен: «Человек должен видеть...» И далее об успехе, который, как получалось, кто-то не замечает, хотя по-человечески заметить должен. Совершенно неожиданный пассаж содержал сюжет о чемпионате мира по хоккею. Оказывается, «Москва замалчивала» ход подготовки к чемпионату, так как в это время предстояли выборы губернатора. И если бы не Москва, то наша команда, может быть, и не проиграла бы.
Помимо информации из фильма, каждый пришедший на «партхозактив» был снабжен толстенькой брошюрой «Основные итоги» работы администрации Санкт-Петербурга за 2000 год и задачи на 2001 и последующие годы». Так что губернатор в своем докладе вынужденно повторялся. Видимо, чтобы разбавить естественно-тягомотный отчет, градоначальник небезуспешно пытался взбадривать народ критическими рассуждениями. Кроме всего прочего, он обозначил имевшие место «провалы». Выходило, что их всего два: убыточная работа Государственных Унитарных Предприятий (ГУПов – камушек в огород «естественных монополистов) и распространяемые на всех подряд льготные коэффициенты по арендной плате за нежилые помещения.
Как человек объективный, губернатор коснулся и критики в адрес городской администрации. «Критика – не девушка», - подметил Владимир Анатольевич, ее нельзя любить, но надо принимать. Если она, конечно, не переходит в «огульное отрицание». Тут губернатор плавно перешел к проблеме СМИ и констатировал, что путь до полной свободы слова еще не пройден: многие СМИ, к сожалению, находятся под контролем определенных коммерческих структур и, соответственно, не свободны.
Дальше начались ответы на вопросы, которые задавались в письменном виде. В процессе, наконец, удалось поучаствовать вице-губернаторам: Анатолий Каган заверил собравшихся, что, вопреки слухам, эмигрировать не собирается, Валерий Малышев посетовал на итальянцев, которые медлят с ликвидацией Кировско-Выборского размыва. А известный шоумен Марычев прорвался на сцену с огромным букетом цветов и вручил его губернатору с призывом пить пиво «Балтика». «Вот, рекламирует Вячеслав...», - несколько смущенно пробормотал губернатор. Инцидент, вероятно, напомнил градоначальнику о не слишком хороших отношениях с Теймуразом Боллоевым.
А в остальном все прошло по плану. На остальные вопросы губернатор пообещал ответить через «наших уважаемых журналистов» – очевидно, тех, кто путь к свободе слова прошел до конца – и исчез за кулисами. Общественность пошла пить пиво. Куда делся Черкесов, установить не удалось.
Ян Травинский