Главу компании СТВ Сергея Сельянова поймать довольно трудно. Звонишь в петербургский офис - говорят:"Он в Москве". Перезваниваешь в столицу, сообщают: "Он улетел в Питер". Однако встретиться все же удалось. И задать вопросы, вами присланные - тоже. Поскольку они были самые разные, интервью получилось довольно пестрым.
- Кто может принести на СТВ сценарий и каким этот сценарий должен быть, чтобы трансформироваться в фильм? (без подписи, видимо, будущий или настоящий сценарист)
- Сценарий может принести кто угодно. Но лучше, чтобы его приносил режиссер - тогда становится понятным, что это может быть за фильм. Если сценарий появляется без режиссера, то у него гораздо меньше шансов.
Совсем не обязательно, чтобы это был известный режиссер - любой, которому, однако, есть, чем доказать, что он режиссер, т.е. у него должна быть хотя бы маленькая собственная работа. Затем сценарий прочитываю я, и, если он мне кажется интересным, но вызывает какие-то вопросы, я даю его почитать Алексею Балабанову. Мы обмениваемся впечатлениями, а потом что-то происходит или не происходит. Большую часть сценариев читаю я - зачем загружать Балабанова, ведь большая часть сценариев, увы, неудачна. А каким должен быть сценарий, никто не знает. Даже в Голливуде, где все на этом построено, из 10 блокбастеров только 2 по-настоящему успешны.
Кино - очень рискованное дело, в этом его прелесть. Во всем мире кино называется рискованным бизнесом, который может принести очень много, а может не принести ничего. Что это значит? Предположим, вы торгуете нефтью, цены сильно не меняются, и вы получаете примерно одно и то же каждый месяц. Освоили новое месторождение - стали получать чуть больше. Все понятно. Тоже, конечно, конъюнктура скачет, свой азарт и свой риск есть. Но кино в этом смысле - исключение. Риск здесь гораздо выше.
- Снимает ли СТВ сейчас фильм, который станет хитом, подобно "Братьям"? (поинтересовался Сергей Жуков из Петербурга, любитель хитов)
- Сейчас на экранах Петербурга и страны идет "Сказ про Федота-стрельца" и пока он хорошо идет, судя по большому количеству зрителей. В середине марта выйдет фильм Балабанова "Война", на который, я думаю, зрители тоже пойдут.
- Кому пришла в голову идея раскручивать "Брата-2" по голливудским стандартам, т.е. с созданием сайта, широкой рекламной кампанией и проч.? Такой практики в российском кинематографе раньше не было. (автор целого ряда вопросов, в частности про Голливуд и способы раскрутки фильмов СТВ, некий Роман-киноман)
-"Федот-стрелец" раскручивается не меньше, чем "Брат-2", даже больше. Рекламы по "Федоту-стрельцу" и на телевидении, и на радио больше. Просто у "Брата-2" был предшественник – фильм "Брат", который пользовался исключительной популярностью, создал этого героя, этот успех. И подавляющему числу зрителей не надо было ничего дополнительно объяснять, достаточно было сказать, что это продолжение, сиквел, выражаясь по-иностранному. Но тем не менее мы сделали все эти усилия – не знаю, голливудские или не голливудские. Во всем мире примерно одни и те же механизмы работают. Мы сделали и сайт, и саундтрек, и просто рекламную кампанию - в максимальном объеме, потому что как минимум ничего плохого в этом нет, а есть только хорошее. Несмотря на то, что фильм ждут и хотят посмотреть. Это, конечно, усиливает потенциал картины. И для фильма "Война", который выйдет в прокат в середине марта, будет такая же масштабная рекламная кампания.
- Как пришло в голову делать саундтреки, да еще со столь неэксклюзивным и неоригинальным содержанием? Не хотелось ли записать по-настоящему собственный саундтрек, попросив тех же музыкантов написать новые песни? Или делать то, что делаете вы, попросту дешевле? (не унимается Роман)
- Начну с конца отвечать. Как мы выяснили, кино - рискованный бизнес. И музыка - тоже. Любая творческая профессия подразумевает какой-то риск. В очередном диске талантливых музыкантов может оказаться 2 хорошие песни, 2 - плохенькие, остальные - так, "ничАво". Поэтому, когда заказываешь музыку или песни к фильму, ты усиливаешь свой риск - рискуя в смысле чистого кино и в смысле музыки. А вдруг не выйдет? Те же "Би 2", с которыми мы как-то недавно встретились в кафе, рассказывали, как они писали песню к "Последнему герою", которую им заказали. Они с большим увлечением взялись за это дело, но как им было это тяжело!
Если кто-то тебя приглашает к выполнению конкретной работы, она очень непростая и сложно гарантировать что-либо. Вот я Вам скажу (Сельянов обратился непосредственно ко мне - В.К.): "Хочу, чтобы этот наш с вами разговор был самым-самым рейтинговым, посещаемым во всей мировой Сети, по крайней мере, в Рунете". Скажу: "Еще и денег заплачу немножко". И что вы мне на это ответите? Ничего. Гарантии такой вы мне не дадите. И я себе не дам. Поэтому всегда есть выбор - заказывать музыку, привлекать композиторов, музыкантов к совместной работе или взять то, что уже существует.
С самого начала мы с Балабановым этот вопрос обсудили, и он сказал, что хочет, чтобы в "Брате 2" было много гитарной музыки. Я с ним согласился, и потом, когда фильм был закончен, мы всю существующую на тот момент русскую и украинскую гитарную музыку прослушали. То есть слушал в основном он, Миша Козырев нам в этом активно помогал, привозил все свежие, неопубликованные на тот момент песни. Такая была установка на тот фильм. Но каждый фильм - ручная работа, штучное производство. Никаких общих правил нет - в фильме "Война" тоже будет музыка "Би-2", "Сплина", "Океана Эльзи", Бутусова - не только хиты. Главный наш интерес - фильм. Поэтому цель - сделать фильм, ведь глупо делать фильм ради того, чтобы выпустить какой-то эксклюзивный саундтрек. Это попутно. Это может быть даже Моцарт. Если он в фильме работает лучше других, то нужно ставить Моцарта и не думать ни о чем. И не говорить: "Ну что Моцарт? Все его уже тысячу раз слышали, давай-ка мы лучше найдем совсем неизвестную группу, сделаем с ней суперхит, и будет здорово, так это всех поразит..." Нет, кино делается по законам кино, а не по законам музыкального бизнеса.
- Что за идея сделать компьютерную игру по мотивам "Брата 2"? Сколько было в нее вложено и является ли идея выгодной с коммерческой точки зрения? (Роман-киноман явно параллельно работает рекламщиком и ищет свежие решения)
- Игрой занималась московская компания "Руссобит", с которой мы договорились о том, что они эту игру сделают. Они ее сделали, мы не интересовались, сколько она стоит, потому что по условиям договора они должны были ее произвести, а мы - получать определенный процент от ее реализации - за образы, марку и т.д. Какое-то не очень большое количество денег мы за это получили, но для нас была главной не коммерческая составляющая, которая по всем расчетам не могла быть большой - рынок есть рынок, он такой, какой есть. Нам показалось важным сделать как можно более полным "голливудский", как вы говорите, пакет. Нам это было интересно для общей раскрутки и просто было интересно попробовать что-то новенькое. Сейчас мы уже более основательно, издалека и задолго вместе с компанией "1-С" делаем компьютерную игру к полнометражному мультфильму "Карлик Нос", который производит наш партнер, компания "Мельница". Теперь мы сделаем это гораздо более системно и загодя. Анимация выйдет в прокат в ноябре.
- Что необходимо человеку, чтобы стать продюсером? (интересуется москвич Иван Л., заканчивающий школу и раздумывающий, куда бы податься)
- Сегодня необходимо по-наcтоящему любить кино. Рынок пока у нас маленький, заработать денег практически невозможно. Если решение стать продюсером принимать исходя из финансовых критериев, лучше подождать, начать заниматься нефтью или двинуться на финансовый рынок. А если есть любовь и желание несмотря ни на что этим заниматься, то из практических моментов - это продюсерские школы, курсы и т.п., их создано огромное количество. Мне периодически предлагают почитать лекции, провести мастер-класс. Времени на это нет, к тому же я себя не чувствую педагогом - это не мое. Но знаю, что активность в этом смысле большая. Можно ли на этих курсах научить быть продюсером? Наверное, нельзя, но какие-то необходимые знания получить возможно.
Что еще? Не знаю. Чувствовать нужно, конечно, какое будет кино, в начале пути. А чувство - это такое дело, что научиться этому, наверное, нельзя. Наверное, стать продюсером "с нуля", не соприкоснувшись в кино никаким иным способом, тоже нельзя. Но это мне так кажется. В Америке, наверное, все это можно. Там кино рассматривают как некое развлечение, так что если ты обладаешь нюхом, маркетинговым талантом, чутьем, умеешь продавать, понимаешь, лучше, чем режиссер, что нужно зрителю и т.д., если для этого есть деньги... Нет у меня на этот вопрос конкретного ответа - у меня есть свой путь, он мой, и его, наверное, не надо пытаться повторять.
- "Сельянов - явление уникальное. В нашей стране, в наше время такое явление не могло появиться. Это невозможно", - так говорят о вас киноведы и критики. Ваши комментарии по этому поводу? (цитату и вопрос прислал неизвестный, регулярно смотрящий телевизор и почитывающий газетно-журнальные полосы под грифом "Культура" или "Кино")
- Во-первых, это все лишние какие-то слова. И потом - как не могло появиться, если появилось? Вот я есть, со всеми своими плюсами и минусами. Значит, все-таки, могло. В моем случае, наверное, помогает то, что я был режиссером. Меня не увлекает сейчас возможность поиграть в режиссуру - поскольку я это все прошел. Просто некоторым продюсерам хочется вмешаться в творческий процесс, потому что... ну хочется как-то поучаствовать. Мне не хочется. Я доверяю режиссеру. Мне легче почувствовать, куда надо вкладывать деньги, куда не надо. Потому что я когда-то делал это собственными руками. Поэтому я чувствую, когда режиссеру и группе нужно дать возможность реализовать какую-то идею - а какую не надо, лишних денег на нее не надо тратить, поскольку, например, эта идея - служебная.
- В наших кинотеатрах показывают в основном американское кино. Лично я его люблю. Но другие возмущаются и пытаются его охаять. Как вы относитесь к американскому кино? (Георгий О., поклонник Голливуда)
- Как говорится, американское кино для американцев - любимый национальный вид спорта. Там приятно заниматься кинематографом - я это на своей шкуре почувствовал, когда летал в Чикаго, на съемки "Брата-2". Меня там прямо на границе задержали, злобный полисмен отвел меня в какую-то специальную комнату, где уже сидели человек 20 мексиканцев. Увидев их, я понял, что, наверное, меня подозревают в нелегальной эмиграции. Все это неприятно, а мне нужно срочно подписать контракт, и у меня нет времени, чтобы разбираться, но ничего не поделаешь. Я в треволнениях провел там минут 20. Потом вышел другой полицейский - добряк такой - и крикнул: "Сергей!" Я даже не понял сразу, что это ко мне. Он снова крикнул и протянул мне мой паспорт. Я подумал: "Так, сейчас что-нибудь будет, неужели вот так просто и отпустят?" Протянул руку за паспортом - и точно, он свою отдернул и говорит: "Ну зачем вы все-таки приехали в Соединенные Штаты?" Я думаю: "Боже мой, ну что же ему ответить? И почему меня вообще задержали?" Я сказал, совершенно не зная, что говорить дальше: "Видите ли, я кинопродюсер..." Но говорить дальше ничего и не потребовалось. Услышав слово "кинопродюсер", он расплылся в улыбке, отдал мне паспорт, не стал слушать продолжение, сказал: "Извините". Тогда я понял, что это слово в Америке волшебное. Тем не менее я все-таки успел спросить, почему меня все же задержали. "Видите ли, вы слишком быстро приехали в Чикаго после последнего вашего приезда и слишком на короткий срок", - объяснили мне.
Но дело - не в этой истории. Возвращаюсь к вопросу. Американцы - нация, созданная для производства кино, интересного всему миру. Они как-то чувствуют это все. С ними никто не может сравниться. И дело не в объеме денег. В Европе много денег, в Японии, но почему-то ни те, ни другие не завоевали мировых рынков в области кино. Американцы держат рынок абсолютно уверенно, и конкурентов в последнее время даже не обозначилось.
Я думаю, что не хотел бы работать в Америке - там бессмысленно соревноваться. На своей территории это еще можно попробовать сделать. "Брат 2", например, был на 4 месте по итогам кинопроката, обогнав многие известные блокбастеры, в том числе и "Матрицу". А по итогам видеопроката он вообще всех позади оставил.
Там я по их правилам просто, наверное, не смогу играть. Я не чувствую их так называемого менталитета. Принять участие в каком-то совместном проекте, что-то почувствовать, расширить кругозор я не против - у нас были несколько раз переговоры и будут еще, наверное. Кое-что предполагается. Так что сделать с американцами какой-то проект, выступив в роли продюсера или со-продюсера я не против. Но не буду страдать, если это не состоится. Мне интересней играть на нашей территории.
- Вы смотрите американского кино? (тот же Георгий)
- Конечно, смотрю. Считаю, что большинство американских фильмов - некий одноразовый продукт, гамбургер, который имеет определенные достоинства. Но, с другой стороны, американское кино настолько большое, что там есть все, в том числе и замечательные фильмы, которые остаются во мне надолго. В целом же - это развлечение. Прокатился на колесе обозрения - получил удовольствие - пошел - забыл. Для чего-то иного оно и не приспособлено, так что глупо какие-то претензии предъявлять. То же самое и с кино.
- Какой фильм вам особенно дорог из тех, к которым СТВ имеет непосредственное отношение? (студентка Института кино Вера М.)
- Всегда трудно ответить на такой вопрос - каждая картина вызывает субъективное отношение. У Балабанова это "Брат", у Рогожкина - "Блокпост" и фильм, который он сейчас заканчивает - "Кукушка". Максим Пежемский снял у нас очень хорошую картину "Мама, не горюй!" Фильм Юфита "Серебряные головы". Может, он мне нравится меньше, чем его предыдущая работа "Деревянная комната", которую он делал не у нас, но тоже очень любопытное кино. "Сестры" Сережи Бодрова... Я знал, что Сережа сделает хороший фильм, но для меня было приятной неожиданностью, что фильм качественно сделан с точки зрения профессии. Он ведь в первый раз делал кино. Еще, наверное, могу назвать... Конечно, некоторые фильмы могли быть получше, но в то же время я их люблю.
- Сергей, где лучше выучится на киноведа - в Москве или Петербурге? И где учились вы? (вопрос из Тольятти)
- Что я знаю - это Москва, ВГИК, киноведческий факультет. Насколько я знаю, там есть и платное, и бесплатное отделения. Можно туда написать или позвонить, узнать все подробности. Выучится, я думаю, можно везде - учеба это в огромной степени собственная работа. И талант. Я не знаю - учат ли в Питере на киноведов. Зато здесь есть театроведческий факультет. Что касается меня, сам я учился во ВГИКе, на сценарном факультете, потом поступил на Высшие курсы режиссеров к Ролану Быкову, но не стал его заканчивать, потому что понял, что вроде и ни к чему. Потому что началась перестройка и стало можно снимать кино без того, чтобы иметь диплом режиссера. Раньше обязательно нужен был документ, что ты - режиссер.
- Снимает ли СТВ сериалы? Как вы к этому явлению относитесь? (увы, выяснить поклонник сериалов или их противник задал этот вопрос, не удалось - Саша Евстигнеев из Твери был краток)
- Пока не производили ни одного сериала и желания у меня такого нет. Это другая ниша, там действуют свои законы и правила. И мне это не очень интересно. Хотя я вовсе не зарекаюсь, и у нас даже есть проект одного сериала. Он очень любопытный - режиссер Валерий Зеленский предлагает сделать его в оригинальной технике. Возможно, мы этот проект реализуем, он не похож на остальные сериалы, которые производятся у нас. Это некие эротические истории, рассказанные с юмором. Режиссер сделал пилотную серию - я посмотрел, мне понравилось. И вообще, интересно поработать с этой манерой, с этим изображением. Не исключаю, что если возникнет что-то еще, возможно, будет реализовано. Но специально я этого не ищу. Я вообще люблю пробовать новые вещи - поэтому мы время от времени производим документальное, анимационное кино.
- Почему вы снимаете в основном в Петербурге? Это намного дешевле? (спрашивает, по-видимому, экономист Валерий)
- Мы живем в Питере, здесь расположена наша компания, поэтому стараемся снимать здесь. При том, что я много времени провожу в Москве. Но собственно съемки происходят в разных местах. "Война" снималась и в Кабардино-Балкарии, и в Чечне, и в Осетии, и в Тобольске, и в Москве, и в Петербурге, и в Лондоне. "Сказ про Федота-стрельца" - в Суздали, в Петербурге. "Ехали два шофера" - в Свердловской области. "Кострома" - на Алтае. "Кукушка" - в Мурманской области. То есть базируемся мы здесь, а фильм снимаем там, где нужно снимать - нужно данному, конкретному фильму.
- Все никак не могу забыть успех "Брата". Был ли он для вас случайностью или вы были уверены, чтофильм станет хитом?
- Для меня успех фильма не был случайностью. Но продюсер никогда не планирует, что конкретный фильм будет успешным и культовым. Думать об этом сознательно и сознательно на это рассчитывать - глупость. Он этого просто хочет. Балабанов - сильный режиссер. Я видел, что фильм будет очень хорошим, но не смог никому из возможных партнеров доказать это. Пытался привлечь деньги, давал читать сценарий - но все говорили: "Как-то непонятно..." Что там непонятного? В результате мы сделали этот фильм сами. Потом многие из них кусали локти, жалели, но у меня не было никакого сомнения в том, что фильм будет качественным - а не в том, что он будет иметь огромный успех. Так предполагать несколько легкомысленно.
- С чем вы едете на Берлинский кинофестиваль?
- Мы везем "Сказ про Федота-стрельца" и фильм "Апрель", к которому наша компания тоже имела некоторое отношение. Это дебют Кости Мурзенко, который, в частности, написал сценарий к фильму "Мама, не горюй!" Но главную работу там сделало не СТВ, а другие продюсеры. Оба фильма будут показаны в так называемой официальной программе, которая состоит из нескольких частей. В части "Форум" будет показан "Апрель", в части "Панорама" - "Сказ...". В конкурсной программе российских фильмов - в том числе и наших - не будет. "Сказ про Федота-стрельца" слишком специфичен для конкурса - сленг, остроумные выражения, понятные только русским. У нас есть качественный перевод, но все же сама материя - слишком русская, в итоге фильм - слишком эмоционален.
- Традиционный вопрос прислали многие. Правда, один из них выбрал нетрадиционную формулировку,написав: "Я точно знаю, что вы снимаете "Брата 3". Почему вы это скрываете - хотите произвести эффект?
- Может быть, и хотим. Если бы это было так, я бы, разумеется, не ответил и сейчас на вопрос. На самом деле я не знаю, откуда такая информация. Фильм "Война" иногда называют "Братом-3", отчасти потому, что там снимается Бодров, отчасти потому, что история о Чечне, и в этом смысле как-то соединяется с "Братом-1". И опять герой, который похоже решает свои задачи. Даже когда съемочная площадка находилась в каком-то месте, люди приходили в полную уверенность, что они присутствуют на съемках "Брата-3". Вот, вроде и Бодров здесь, и Балабанов, и автоматы, и стрельба, то да се. Нет, "Брата-3" мы пока не планируем делать. Хотя все бывает в жизни. "Никогда не говори "никогда" - есть такое довольно мудрое правило.
Валерия Кузнецова,
Фонтанка.ру