Основным политическим событием ушедшей недели явилось давно ожидаемое решение Конституционного Суда РФ, касающееся того, могут ли губернаторы избираться на третий и более сроки. Губернаторы и президенты должны радоваться: исчисление первого срока идет с 1999 года, когда был принят соответствующий федеральный закон. Правда, здесть есть одна весьма важная оговорка, а именно: если нет соответствующих ограничений в Уставах или Конституциях субъектов Федерации. В Уставе Санкт-Петербурга такие ограничения имеются, так что, захоти губернатор Яковлев переизбираться, ему придется начинать кампанию с изменения действующего городского законодательства. Для этого необходимо квалифицированное большинство в 34 депутата, что, соответственно, повышает статус декабрьских выборов.
Теоретически у Владимира Яковлева (разумеется, если он решит попытать счастья на выборах) есть три варианта действий. Наиболее простым было бы направить запрос в Уставной суд, дабы он дал трактовку соответствующей нормы городского устава. Но (исходя из состава Уставного суда), самый простой вариант отнюдь не является для губернатора самым надежным. Можно добиваться квалифицированного большинства в будущем Законодательном Собрании. С учетом однотуровой системы голосования, наличия пакетной поправки и сохраняющегося даже в таком городе, как Петербург, действия административного ресурса шансы у Яковлева есть. Особенно если Владимира Анатольевича официально поддержит руководство партии «Единая Россия». Однако уже сейчас очевидно, что противодействие команде Яковлева на грядущих выборах будет весьма сильным, так что вероятность успеха по этому сценарию можно оценить, как пятьдесят на пятьдесят.
Третий возможный вариант действий для губернаторской команды: не дожидаясь выборов, договориться с действующим депутатским корпусом по бартерному принципу. Депутаты поддерживают поправку в Устав, администрация помогает им на выборах. С учетом предвыборной нервозности народных избранников данный вариант представляется вполне вероятным, хотя и в этой ситуации набрать 34 голоса будет не так уж и легко.
Другим важным событием явились кадровые перестановки в ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти. Его начальником вместо Вениамина Петухова стал генерал-майор Михаил Ваничкин, причем представлять нового начальника приезжал сам Борис Грызлов. В придачу в течение месяца московская комиссия МВД будет «от и до» проверять работу питерской милиции и весьма вероятно по итогом проверки последуют соответствующие кадровые решения. Что любопытно, так это то, что новый глава ГУВД не из питерцев, своих людей в руководстве ГУВД не имеет. Начинал свою служебную карьеру Ваничкин в УБОПе, а затем возглавлял российской бюро Интерпола.
Весьма характерна дискуссия о причинах отставки генерала Петухова. Помимо общим мест типа роста преступности и проблем с раскрываемостью, выдвигаются две «политический версии». Первая достаточна тривиальна. Дескать Петухов слишком уж близок к городской исполнительной власти, за что и был убран. Вторая увязывает его отставку с антиглобалистскими выходками во время майского визита Джорджа Буша. В любом случае отставка Петухова, который по должности так же являлся членом правительства Петербурга, ослабляет позиции Владимира Яковлева и усиливает влияние федерального центра на политические процессы в северной столице.
Достаточно активно городская «политтусовка» обсуждала и слухи о формировании под грядущие городские выборы некоего левоцентристского образования под названием «Блок Жореса Алферова». Вроде как под имя нобелевского лауреата соберут представителей научной и технической интеллигенции, которые на деньги полученные от предприятий оборонки поведут борьбу за места в городском парламенте, предварительно разделив округа с КПРФ. Степень реальности подобного определить трудно, особенно, что с учетом того, что беспартийный Жорес Алферов входит о фракцию КПРФ и без санкции партийного руководства свое имя политическому блоку не даст. Хотя, возможно, санкции и последует и новый блок будет дополнением КПРФ справа.
Кроме этого, опять-таки в плане предвыборных маневров, следует отметить некоторую активизацию городских и областных пиарщиков и политтехнологов. По имеющихся сведениям, эти господа в неформальной обстановке обсуждали предстоящие выборы, разведение кандидатов по округам и возможности согласованной финансовой и ценовой политики, дабы не допустить демпинга на свои услуги. Видя, какая роль придается питерским выборам, как в администрации, так и в центре, можно предположить, что они станут весьма и весьма затратными.
Вера Камша,
Фонтанка.ру