Сейчас

-4˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-4˚C

Пасмурно, Сильный снег

Ощущается как -7

2 м/с, вос

749мм

96%

Подробнее

Пробки

5/10

О ТОМ, ЧТО НАША АРМИЯ В ПЛОХОМ СОСТОЯНИИ, МЫ ЗНАЕМ И БЕЗ МИНИСТРА

290
ПоделитьсяПоделиться

Первый день католического рождества министр обороны Сергей Иванов провел в Петербурге, где в числе других мероприятий, встречался со студентами питерского филфака СПбГУ, выпускником которого, кстати говоря, и является.

Министр пребывал в приподнятом настроении, много шутил, с радостью предавался воспоминаниям «о незабвенных годах, проведенных в этих стенах». Впрочем, полностью расслабиться Сергею Иванову мешали студенты. Поднаторевшие в политике, то и дело возвращали министра обороны к пренеприятной для него теме реформирования российской армии.

- О том, что наша армия в плохом состоянии вы знаете и без меня, - так начал свое выступление Сергей Иванов. – Только не надо во всем винить министерство обороны. В армии, как в зеркале, отражаются все негативные процессы, происходящие в обществе. Спасаем то, что еще можно спасти!

Таких приоритетных направлений на сегодняшний день оказалось два – обеспечение ядерного сдерживания (кого- министр предпочел не уточнять) и миротворческие функции.

- Однако больше с таким положением мириться нельзя, поскольку армия, которая не воюет или хотя бы не готовится к войне, стремительно разлагается, - продолжал министр Иванов. – А с боевой подготовкой у нас худо. Достаточно сказать, что российские пилоты в минувшие годы вместо 250 часов в год налетали от силы 20. Комментарии излишни.

Впрочем, в ближайшее время ситуация, по словам Сергея Иванова, изменится к лучшему. Реформа российской армии, о необходимости которой столько времени говорили демократы, похоже, что не за горами. Окончательный вариант концепции будет утвержден летом 2003 года, однако часть преобразований началась уже сейчас.

- Планируя перестройку армии мы исходили из того, что войны ХХI века будут разительно отличаться от минувших войн, - разъяснил свою позицию министр. – Сражение на Курской дуге или операция по взятию Берлина, в которых были задействованы миллионы человек, безвозвратно ушли в прошлое. Потенциальную угрозу для России представляют «неадекватные» страны, стремящиеся всеми правдами и неправдами получить оружие массового уничтожения, и международный терроризм.

Понятно, что гоняться за Бен Ладеном с многомиллионной группировкой войск бессмысленно, поэтому приоритет в новой российской армии будет отдан частям быстрого реагирования, высокоточному оружию, современным системам связи и управления...

Вчерашние потенциальные противники теперь превратились в наших союзников, с которыми у России общие стратегические интересы. А вот с бывшими солагерниками из СССР далеко не все так однозначно. Хотя Сергей Иванов особо подчеркнул, что обеспечение безопасности в границах СНГ было и остается основным стратегическим приоритетом, так и осталось непонятным – охраняет ли российская армия бывшие союзные республики или обороняется от них. От ответов на более конкретные вопросы: «Как будут строиться наши отношения с Грузией, укрывающей чеченских террористов?» или с «Туркменией, через которую героин переправляется в Россию?» министр обороны разумно воздержался. В качестве потенциальных союзников были названы только Белоруссия на западе, Армения на юге и Казахстан с Киргизией в Средней Азии. После некоторой заминки Сергей Иванов включил в этот список и Таджикистан. Впрочем, и этим своим друзьям Россия, похоже, не особенно доверяет. Пятью минутами позже министр обороны обронил, что основные силы российской армии сосредоточены на южных и центрально-азиатских рубежах. А вот государства Балтии, несмотря на громкие политические заявления по поводу их вступления в НАТО, угрозы для России, похоже, не представляют. Западная группа войск усиливаться не будет.

- Впрочем, мы будем настаивать на том, чтобы прибалты подписали договор об ограничении вооруженных сил в Европе, - успокоил министр студентов, не ко времени вспомнивших, что стратегический бомбардировщик долетает от Таллинна до Петербурга за 10 минут.

В общем же министерство обороны делает ставку на небольшую высокопрофессиональную армию, в связи с чем продолжает весьма непопулярное сокращение штатов. В минувшем 2002 году российская армия похудела на 100 тысяч человек. В 2003 году в ее рядах должно остаться 1 млн. 126 тысяч военнослужащих и 860 тыс. гражданского персонала. Через десять же лет численность российской армии планируется довести до 600 тыс. человек.

Хотелось бы верить, что все они будут контрактниками, но гарантировать это не может даже министр обороны, в чем он и признался на встрече со студентами. И дело не в пресловутой зловредности генералов, привыкших к дармовой рабочей силе в лице бесправных солдат, а в банальном отсутствии средств.

- В реформе армии заинтересованы в первую очередь военные, которым надоело возиться с тем «замечательным» контингентом, который нам поставляет гражданка, - убеждал собравшихся Сергей Иванов.

В подтверждение своей мысли он привел несколько фактов. 10 процентов российских призывников страдает дистрофией, 60 процентов имеет хронические заболевания. Большинство удается подкормить и подлечить, но не всех. В 2002 году 8 тысяч мальчишек отправили домой в течение трех месяцев после призыва, как непригодных к военной службе, еще 2 тысячи были выбраковано уже из войск. Это что касается тела. Морально-психологические качества защитников отечества и того хуже: 14 процентов призывников имеют судимость или отмечались в милицейской статистике за всевозможные правонарушения, 8 процентов – регулярно употребляют наркотики, 12 процентов – алкоголь. Да и умственное развитие солдат оставляет желать лучшего – только 2 процента имеет высшее образование (в советское время, для сравнения, оно было у 20-25 процентов).

- Вы же не пошли в армию, - закончил свою горестную повесть Иванов, мрачно окидывая взглядом актовый зал университета. – Тогда не удивляйтесь, что в ней процветает дедовщина (ежегодно от неуставных отношений и уголовных деяний в нашей армии погибает порядка 3-4 тысяч солдат).

Сообщение о том, что 76-я воздушно-десантная дивизия, базирующаяся в Пскове, уже в 2003 году в порядке эксперимента переводится на контрактную основу, вызвало изрядное оживление в зале. Обещание же министра, что в ближайшие десять лет 130-тысячный контингент частей быстрого реагирования, на которые делается ставка в новой оборонной доктрине, будет набираться по контракту, вообще вызвало бурные аплодисменты.

Воодушевленный министр достаточно бодро отрапортовал, что в минувшем году государственный оборонный заказ был выполнен на 100 процентов, в части и соединения поступило 340 образцов вооружений, на боевое дежурство поставлено 6 ракетных комплексов «Тополь-М», на орбиту выведено 6 космических аппаратов. Да и в торговле оружием мы вышли на передовые рубежи, переместившись с 5 места по объему продаваемой техники на почетное второе. Правда, для перевооружения родной армии денег пока что нет, но было бы желание, а средства найдутся.

Елена Журавлева

специально для «Фонтанки.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close