Соперники Путина, которые ни на что на президентских выборах не рассчитывают, могут просто получать удовольствие от процесса. И лишь Владимир Владимирович, наверное, единственный в стране человек, который вынужден относиться ко всему этому процессу серьезно.
Футбольные комментаторы, дабы придать интригу матчу с заранее очевидным результатом, используют расхожее выражение – «мяч круглый, поле ровное». То есть шансы даже заведомо несопоставимых по классу команд перед началом игры теоретически равны. При этом команда, от которой не ждут победы, может играть раскованно и получать от игры удовольствие. А фаворит должен напрягаться и доказывать, что он сильнее.
Ровно так же теоретически равны шансы кандидатов в президенты России, которых, как стало понятно сегодня, будет не больше десяти. Олимпийский принцип - «главное не победа, а участие» - стал практически официальным девизом президентских выборов-2004. Что в год Олимпиады в Афинах вполне символично. Соперники Путина, которые ни на что не рассчитывают, могут просто получать удовольствие от процесса. И лишь Владимир Владимирович, наверное, единственный в стране человек, который вынужден относиться ко всему этому процессу серьезно.
Все это немного напоминает неудачный день рождения, на котором зачастую удовольствие получают только гости. А сам виновник торжества думает лишь о том, удался ли праздник, кто поздравил, а кто забыл, и куда деть ненужные подарки...
Продолжая спортивную терминологию, всех соперников Владимира Путина можно условно разделить на три лиги. В «третьей» те, кто участвует исключительно ради развлечения и федеральной саморекламы. Это авторитетный столичный предприниматель с калининградской пропиской Анзори Аксентьев-Кикалишвили, фармацевтический король Владимир Брынцалов и телохранитель Жириновского Малышкин. Как минимум один представитель третьей лиги – Малышкин – будет в избирательном бюллетене наверняка, поскольку выдвинут от представленной в Думе партии и не обязан собирать подписи для регистрации кандидатом. Владимир Брынцалов, видимо, тоже попадет в бюллетень, поскольку праздника никогда не портил. Что касается авторитетного предпринимателя Аксентьева, то его шансы убедить главу ЦИК Вешнякова (точнее – Кремль) в уместности своего участия в торжестве демократии невелики.
Во «вторую лигу» можно занести тех, кто собирается на праздник из чувства партийного долга либо по большой нужде. Здесь и выдвиженец «Родины» Виктор Геращенко, и посланец Бориса Абрамовича Иван Рыбкин, и красный аграрий Николай Харитонов, и преданная анафеме всеми демократическими движениями Ирина Хакамада. При этом первые трое собираются на праздник, видимо, как раз из чувства долга. И лишь Хакамада – по нужде.
Ирину Мацуовну можно понять. Привыкшая к вниманию публики дама не хочет уходить в политическое небытие вместе с соратниками по СПС. Кремль опять сделал безошибочную ставку. От предложения поучаствовать в выборах в качестве декоративного «самурая» от либеральной оппозиции Хакамада отказаться не смогла. Она сама так и сказала – должна я, мол, пройти этот «путь самурая» до конца. Как Ирина Мацуовна видит этот конец, она не пояснила. Не исключено, достойным «концом самурая» станет должность в администрации президента.
Из «второй лиги» в бюллетень, видимо, попадут все, кроме Ивана Рыбкина. Участие эмиссара Березовского в путинском празднике представляется совершенно неуместным и нереальным.
И наконец, «первая лига» – политики, которые почему-то считают, что могут рассчитывать на президентский пост в 2008 году. Здесь спикер Совета Федерации Сергей Миронов и вечно перспективный экономист Сергей Глазьев. Первый и не скрывает, что намерен стать преемником Путина в 2008-м. Из каких соображений спикер Совета Федерации решил, что Путин оставит ему Кремль через четыре года, совершенно неясно. Впрочем, Миронов известен в столичной политической тусовке своими экстравагантными заявлениями и слабой ориентацией в политическом пространстве.
С Глазьевым все несколько интереснее. Фактически, приглашение на праздник этого гостя является единственным в некоторой степени рискованным для Кремля мероприятием. Электоральные перспективы Глазьева до конца не изучены, его идея природной ренты и трогательное выражение лица уже произвели на избирателя впечатление в ходе думской кампании. Что будет дальше – пока неясно. Участие Глазьева может превратить президентские выборы в двухтуровое мероприятие. Хочет ли Кремль играть в два тура? Конечно, с точки зрения внешнего имиджа два тура лучше, чем один. Для внутреннего употребления предпочтительна победа в один тур. Видимо, этот вопрос еще не решен. Так что рискнем предположить, что из «первой лиги» место в избирательном бюллетене забронировано лишь Миронову. С Глазьевым вопрос в Кремле пока открыт.
Таким образом, список приглашенных на путинское торжество вряд ли составит более 6-7 человек. При этом качество гостей явно не может порадовать виновника торжества. Впрочем, это, как говориться, дело вкуса. Кого хочет, того и приглашает...
Алексей Сердитов,
Фонтанка.ру
Фото: Интерпресс