Прекратить уголовное преследование троих подсудимых по уголовному делу о хищении экспонатов из музея истории Петербурга в Петропавловской крепости просил в понедельник федеральный суд Петроградского района представитель государственного обвинения. По мнению обвинителя, частично дело подлежит прекращению за недоказанностью вины подсудимых (речь идет о нашумевших хищениях из Петропавловки), частично - за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности (например, за хранение холодного оружия). Об этом корреспонденту «Фонтанки» сообщил адвокат одного из подсудимых Сулик Бородатый.
Хищение экспонатов из музея истории Петербурга в Петропавловской крепости вменяется трем подсудимым - Константину Карасеву (бывшему хранителю Фонда нумизматики и оружия в Музее истории Петербурга в Петропавловской крепости), Александру Горчакову (бывшему сотруднику того же музея, а с 1994-го года владельцу трех антикварных магазинов) и Геннадию Смирнову.
Ранее федеральный суд Петроградского района уже рассматривал это дело, по которому проходило 8 подсудимых. Константин Карасев был приговорен к 10 годам строго режима с конфискацией имущества. Остальным 7 подсудимым были назначены различные сроки лишения свободы, как реальные, так и условные. Однако в марте 2003-го года городской суд Петербурга отменил приговор федерального суда Петроградского района в отношении трех подсудимых - Карасева, Горчакова и Смирнова, дело было направлено в тот же суд - для рассмотрения иным составом суда.
По версии следствия, Константин Карасёв, ставший в 21 год младшим научным сотрудником и хранителем музея был организатором преступной группы, в течение нескольких лет успешно орудовавшей в Музее истории Санкт-Петербурга. Начиная с 1992 года, злоумышленники сбывали раритеты по устойчивым каналам, иногда похищая предметы старины по предварительному заказу. Согласно материалам дела, Карасеву помогали Александр Горчаков (бывший сотрудник того же музея, а с 1994-го года владелец трех антикварных магазинов), Генадий Смирнов и Марианна Писарева. Еще четверо подсудимых, Андрей Попков (заведующий реставрационной мастерской Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи), Семен Торфман, Михаил Фильченков и Роман Королев обвинялись в хранении и изготовлении оружия и в посредничестве при хищениях. Деятельность группы была пресечена в сентябре 1999 года, когда сотрудники 12-го отдела УУР ГУВД Петербурга задержали Карасева и троих «коллекционеров», помогавших сбывать раритеты.
Уголовное дело насчитывает 18 томов, одно лишь перечисление предметов, которые исчезли из двух фондов - оружия и нумизматики, - занимает более 50 страниц. Причем некоторые похищенные советские ордена оцениваются экспертной комиссией в несколько раз дороже, чем ордена прошлого века. К примеру, советский орден Ушакова I степени стоит 451 тысячу рублей, орден Нахимова I степени 301 тысяча рублей, царская медаль «За усердие» - 125 тысяч 555 рублей, царский орден «Святой Анны» III степени оценен в 7 тысяч 533 рубля. Среди похищенных вещей - наградная шпага барона Врангеля, трость Александра Герцена, сабля, изготовленная знаменитым оружейным мастером 19-го века Иваном Бояршиновым, старинные монеты, старинное огнестрельное оружие.
Кроме предметов старины, из музея похищалось и оружие времен Великой Отечественной войны. Как установило следствие, хорошо сохранившееся в музее оружие заменялось на выкопанное «черными следопытами». Впоследствии пистолеты, винтовки, автоматы и даже минометы приводилось в пригодное к стрельбе состояние (в основном, для этого требовалось лишь запаять ствол) и продавалось неустановленным следствием гражданам.
Во время обысков на квартирах подозреваемых, кроме некоторых предметов старины, были обнаружены несколько пистолетов: ТТ, ПМ и Стечкина. Как оказалось, обвиняемые увлекались т. н. «игрой в войну». Эта игра чем-то напоминает игры «ролевиков», воспроизводящих эпизоды из книг или какие-то исторические события. В данном случае взрослые, солидные люди выбрали в качестве «игровой эпохи» Великую Отечественную войну. У арестованных по уголовному дело о хищениях исторических ценностей были найдены несколько комплектов эсэсовской формы, муляжи немецких автоматов и пистолета «парабеллум». Но отечественное оружие оказалось настоящим.
К реальным срокам по приговору федерального суда Петроградского района, кроме Карасева, были приговорены Горчаков - 9 лет, с конфискацией, и Смирнов - 6 лет с конфискацией. Они-то и обжаловали вынесенный им приговор. Остальным подсудимым были вынесены условные приговоры, и они не воспользовались своим правом кассационного обжалования (кстати, назначая наказание Попкову, суд учел многочисленные ходатайства от самых разных музеев России - Попков признан одним из лучших реставраторов России, наличие у него правительственных наград и его полное раскаяние). Поэтому новое рассмотрение этого дела проходило только с участием Горчакова, Смирнова и Карасева.
Ожидается, что суд вынесет решение по этому делу уже в ближайшее время. Между тем, к моменту ходатайства государственного обвинителя о прекращении уголовного преследования подсудимые находились под стражей около 4 лет.
Елена Гусаренко,
Фонтанка.ру