Активная подготовка к проведению административной реформы уже началась на федеральном уровне. В начале августа должно состояться второе чтение законопроектов по изменению федерального законодательства, которые прописывают разграничения полномочий местных и федеральных органов власти и обозначают вопросы межбюджетных отношений.
Параллельно в субъектах федерации, несмотря на лето, уже начинается подготовительная работа по приведению местного законодательства в соответствие. Депутаты и чиновники изучают пакеты документов, разрабатывают планы и графики работы, консультируются с юристами. Глобальные изменения в органах госвласти, как говорят федеральные чиновники, не упадут на Петербург «с потолка», а будут внедряться постепенно, в течение двух лет.
О том, как будет проходить административная реформа в Петербурге, корреспондент «Фонтанки» поинтересовался у вице-губернатора, руководителя Администрации губернатора Виктора Лобко:
- Какие глобальные перемены ожидает Петербургу в связи с проводимой на федеральном уровне административной реформой?
- Административная реформа не знаменует процесс по перекраиванию структуры всех органов госвласти в регионе. Основной вопрос, обозначенный в рамках проведения реформы, – это перераспределение полномочий по предметам ведения местных и федеральных органов власти. Субъекты федерации должны взять на себя решение тех вопросов, которые, по сути, являются вопросами местного значения. Например, экологическая обстановка в городе. Почему федеральная структура должна заниматься контролем экологической обстановки в Петербурге? У нас есть соответствующий Комитет, накопивший за последние несколько лет опыт, о чем свидетельствуют очень неплохие результаты его работы.
Или, например, чиновниками федерального министерства устанавливаются нормативы по количеству мусора, который образовывается от жизнедеятельности людей в регионах. Думаю, что мы, наверное, сами могли бы посчитать, сколько мусора выбрасывает каждый гражданин Петербурга и сколько вырабатывают мусора наши торговые предприятия. Есть еще немало подобных сфер, которые контролируются федеральными ведомствами, хотя гораздо лучше курировались бы на местном уровне. Такая абсурдная ситуация наблюдается и на уровне госслужащих. Петербургский госслужащий намного ниже по уровню значимости, чем госслужащий федерального уровня, которые приглядывают за нами, контролируют, подсказывают и дают рекомендации. Хотя многие из них не являются фигурами, принимающими решения, а чаше обладают лишь пересылочными функциями.
- Может ли коснуться процесс перераспределения полномочий вопроса разделения объектов недвижимости на федеральную и городскую собственность?
- Есть разные мнения по этому поводу. Я считаю, что собственность должна делиться не на городскую, федеральную и частную, а на государственную и частную. А то получается: стоит на Невском проспекте рядом два дома. Один - собственности города и его планируется покрасить, почистить и привести в порядок. А соседний дом – федеральная собственность, и мы не имеем права к нему прикасаться. С другой стороны, как люди из Москвы могут чувствовать и понимать в полной мере, нуждается этот дом в ремонте, или нет? Или, например, дома здания военных ведомств, которые находятся в федеральной собственности.
Посмотрите, что творится в Кронштадте, который был в свое время настоящей военной крепостью! Когда мы готовились к 300-летию, то большую часть этих военных объектов мы были вынуждены затянуть маскировочной сеткой. И не для того, чтобы скрыть от ЦРУ, а для того, чтобы нам было не стыдно перед гостями за состояние этих объектов.
- По ходу административной реформы на федеральном уровне также решается кадровый вопрос, касающийся сокращения численности работников органов госсвласти. В частности, речь идет о количестве заместителей первого лица, представляющего ту или иную госструктуру. Планируется ли сокращение численности вице-губернаторов в аппарате правительства Петербурга?
- Дело не в том, сколько в правительстве вице-губернаторов, а в том, как распределены обязанности между ними и какие люди подобраны на ключевые посты. И дело не в названии должности – можно переименовать вице-губернаторов, но при этом те же люди будут заниматься курированием прежних сфер. Если нынешний аппарат правительства города в результате своей работы сумеет увеличить поступления денежных средств в городской бюджет, то не будет большого вреда, если при необходимости какие-то структуры госвласти будут и расширены. Мне представляется, что лучше говорить не о реформе в органах государственной власти, а о совершенствовании их работы. Мы должны усилить и ужесточить контроль исполнения принимаемых решений. Вплоть до замены тех людей, которые не исполняют свои прямые обязанности. Потому что со времен царя Гороха у нас бытует практика, при которой решения принимаются, но не исполняются.
- Для приведения местного законодательства в соответствии с федеральным по вопросам административной реформы надо будет проводить консультации с Законодательным собранием для того, чтобы реализовать в том числе и идеи Смольного по реорганизации работы органов власти. У депутатов может быть свое, отличающееся, видение проблемы...
- За последние полгода у нас начали формироваться абсолютно иные отношения с ЗакСом. Мы не претендуем на то, чтобы парламент «на ура» воспринимал все наши предложения. То, что депутаты подвергают критике наши законопроекты и предложения, идет только на пользу законотворческому процессу.
- У ряда лиц сложилось несколько иное представление. Например, по вопросу формирования бюджета. Депутатам фактически пришлось принять поправку исполнительной власти, согласно которой ежемесячные пособия будут выплачиваться только тем гражданам, чей доход ниже прожиточного минимума. На этом бюджет сэкономил 60 миллионов рублей, которые пошли на депутатские округа...
- Никакого меркантильного интереса здесь нет. И никто не пытался что-то «урвать» для своих интересов. Исполнительная власть обещала повысить доходную часть бюджета и выполнила свои обещания. А депутаты с пониманием отнеслись к предложению исполнительной власти, как потратить эти деньги. А все что мы предложили, - это не платить ежемесячное пособие тем, кто не только не нуждается в нем, а даже брезгует его получать. Люди имеют такие доходы, что просто не ходят получать это мизерное пособие и воспринимают его чуть ли не как оскорбление. Никто из нуждающихся не только не пострадает от этого, но и будет получать больше. А сэкономленные 60 миллионов, которые «пошли на округа», направлены на компьютеризацию школ. Причем, распределением этих средств в школы будут не депутаты, а Комитет по образованию.
Беседовала Александра Медведева,
Фонтанка.ру