Наиболее престижные вузовские специальности в скором времени могут перейти в разряд исключительно «платных услуг». Такие изменения внесены в соответствующий закон.
Наиболее престижные специальности в скором времени могут перейти в разряд исключительно «платных услуг». Если раньше государственные вузы не имели права принимать более 50 процентов (а до 2002 года – более 25 процентов) студентов-контрактников на такие специальности, как «юриспруденция», «менеджмент», «государственное и муниципальное управление» и «экономика», то теперь это ограничение снято. Такие изменения внесены в соответствующий закон.
Как уже выяснилось, у закона есть как защитники, так и противники. Последние говорят, что этот закон нанесет удар по студентам-бюджетникам – потому что количество мест для них резко сократится. Правда, в российском законодательстве есть и другая норма, согласно которой на каждые 10 тысяч граждан должно приходиться 170 бюджетных мест, однако Дума приняла в первом чтении закон, предусматривающий, что эта норма будет считаться потерявшей силу. Впрочем, данный вопрос еще будут рассматривать на следующих заседаниях Думы.
Даже если квота на бюджетные места сохранится, никто не сможет проконтролировать распределение мест между разными специальностями, что позволит сделать наиболее престижные направления платными. Об этом также говорят противники нового закона. Недоволен нововведениями даже ректор МГУ Виктор Садовничий, который уверен в том, что со снятием ограничения количество «платников» в университете достигнет максимума - вполне вероятно, что стопроцентного.
С другой стороны, многие руководители вузов не имеют ничего против этого закона - ведь он позволит вузу заработать больше денег. Впрочем, в преддверии принятия новой поправки, согласно которой все заработанные вузами средства будут уходить в бюджет, радость может оказаться преждевременной. Защитники закона также не видят большой связи между новыми нормами и положением студентов-бюджетников, а некоторые даже уверены в том, что бюджетникам закон также выгоден.
Вот какие комментарии услышал корреспондент «Фонтанки» от представителей петербургских вузов:
Николай Кропачев, декан юридического факультета СПбГУ:
- Я уже слышал об этом законе. Правильно, что его приняли. Как бы вы себя чувствовали, если бы правительство разрешило заходить на ваш сайт, скажем, тысяче человек в день – и ни человеком больше? Конечно, такое постановление не было бы стимулом для более активной работы. Так и у нас на факультете: чувствуя, что потенциал остается не полностью раскрытым, преподаватели уходят, открывают свои собственные образовательные учреждения. А если мы уже достигли такого уровня, при котором можем обучать все больше и больше контрактников, то почему же нам не разрешали работать в полную силу? Ограничения не выгодны не только нам, но и образованию - потому что студенты, которых не приняли из-за действовавших ограничений, уходят в слабые коммерческие вузы. Студентам-бюджетникам от принятия такого закона будет только лучше, ведь часть заработанных нами денег тратится и на них. За счет студентов-контрактников мы оплачиваем свет, отопление. Но ведь тепло и светло от этого становится всем, в том числе и бюджетникам.
Александр Горшков, проректор Северо-западной академии государственной службы:
- Не могу поверить в то, что такой закон существует. Пока что для меня это нечто абстрактное. В большинстве вузов число тех, кто обучается платно по этим специальностям, уже давно превосходит число студентов-бюджетников. Так что сами специальности не исчезнут. Но такой закон совершенно отрежет путь к образованию талантливым, способным юношам и девушкам из необеспеченных семей.
Сергей Гончаров, проректор по учебной работе РГПУ им.Герцена:
- Я такому закону только рад. Это нормальный, правильный ход. Мы же существуем сегодня в условиях рынка, поэтому государственные вузы должны быть поставлены в равные условия с негосударственными. Средний конкурс у нас в этом году составил 4,5 человека на место - это на балл выше, чем в СПбГУ. Желающих поступить на контрактные места, особенно по специальности «юриспруденция», в РГПУ всегда больше, чем мы можем принять из-за 50-процентного ограничения. Поэтому абитуриентам приходится уходить в негосударственные вузы, где нет таких профессоров, лабораторий, методической базы, как у нас. Это же абсурд! Получается, что за качество образования будущих специалистов отвечают именно такие вузы. Вопрос о том, не пострадают ли из-за нового закона студенты-бюджетники, не связан с нововведением напрямую. Это уже вопрос государственной стратегии. Ведь сокращать бюджетные места сегодня – это значит подрывать основы национальной безопасности. До тех пор, пока абитуриенты у нас не будут поставлены в равные, комфортные условия при поступлении, этого делать нельзя. Потому что у нас пока что не дают беспроцентные кредиты на образование, а система «отработки» средств, затраченных организацией на обучение сотрудника, напоминает крепостную зависимость.
Александр Белоусов, ректор Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения:
- Я хотел бы познакомиться с документом. Если такой закон заработает, будет просто беспредел! Очень важно, кому именно дадут право принимать на факультеты исключительно «контрактников». Если речь идет о государственных вузах, это одно дело. Если же этим смогут заниматься все высшие учебные заведения, которые сейчас появляются как грибы после дождя, – это совсем другое. Я думаю, качественной подготовки там не будет. Такую возможность нужно давать только избранным вузам.
Александра Балуева,
Диана Васильева
Фонтанка.ру