С разницей в несколько часов в Абхазии стало известно о двух взаимоисключающих решениях Верховного суда о судьбе президентских выборов в республике. Свидетелем ночных событий в Сухуми был корреспондент Агентства журналистских расследований.
Накануне вечером праздновали победу сторонники оппозиционного кандидата Сергея Багапши, набравшего большинство голосов в ходе голосования 3 октября.
В четвертом часу ночи тот же судья Георгий Акаба огласил решение о признании президентских выборов по всей территории Абхазии недействительными ввиду многочисленных нарушений. Этим же решением суд обязал ЦИК провести повторные выборы. Таким образом, были удовлетворены соответствующие жалобы бывшего премьер-министра, кандидата от партии власти Рауля Хаджимбы, проигравшего Багапши около 15 процентов голосов.
Теперь сторонники Хаджимбы говорят, что вердикта о признании результатов выборов не было вовсе. Так зачем тогда потребовался штурм здания суда и плотная ночная работа с судьей? После того, как около девяти вечера стало известно, что суд подтвердил решение ЦИК республики от 11 октября, отменившего победу в предвыборной гонке Сергея Багапши, разгоряченная толпа сторонников Хаджимбы ворвалась в место отправления правосудия. Обошлось без кровопролития и даже без серьезного мордобоя. Но через некоторое время судья, практически блокированный в зале заседаний, продолжил работу. Перед зданием в вестибюле и коридорах толпился народ.
- Это не тебя я оттуда только что выгонял? – спросил меня какой-то товарищ.
- Пока нет, - ответил я.
- Найду - посажу, - бросил он и пошел дальше.
- Кто это? – поинтересовался я у стоявших поблизости. Оказалось, что этот человек - сам начальник Службы государственной безопасности.
Толпа плотно окружила дверь в комнату, из-за которой слышались возбужденные голоса.
- Работаем с судьей, - сказала мне стоявшая рядом женщина. – Хотим по закону. На них одна сторона давила. Теперь мы подавим.
Я, признаться, не понял, как можно подавить по закону. Тут дверь в зал приоткрылась, и я увидел, что она не висит на петлях, как положено, а просто прислонена к дверному проему и потому снаружи ее поддерживают двое парней.
О том, что предыдущее решение судья принял под чьим-то давлением, было известно только по слухам. Из уст в уста передавалось, что якобы Акаба перед телекамерой НТВ, говоря о решении в пользу Багапши, заявил, что на него давили. Кто и как – неизвестно.
Судя по всему, тут на всех что-то давит. Потому что, например, представитель ЦИК, объявляя победу оппозиционного кандидата, тоже говорил о давлении. Тем временем представитель охраны суда пытался урезонить толпу, слонявшуюся в коридоре и пустых залах.
- Хватит рыться в уголовных делах, - кричал он кому-то.
Ему вторил женский голос:
- Если хотите решения, которое вас устроит, ведите себя нормально.
Пока в здании суда работали с судьей, несколько сотен сторонников Хаджимбы уже третью неделю несли усиленную вахту у здания республиканской филармонии.
- Мы же граждане России, - объясняла женщина окружившим ее людям, - а раз так, надо обратиться к России. Пусть она создаст комиссию проверки нашего суда.
- Да нет, - отвечали ей, - при чем здесь Россия? Юридически уже ничего не сделать.
Мне тоже казалось, что раз есть решение суда, то юридические варианты оспорить результаты выборов исчерпаны. Однако без четверти четыре к филармонии начали подъезжать новые машины. А вскоре собравшимся стало известно об отмене итогов выборов.
- На вас давили? – спросили судью после зачтения решения.
- В общем, нет. Только общая обстановка, - ответил он.
То ли потому, что уже была глубокая ночь или раннее утро, то ли потому, что многодневное ожидание какой-то развязки снизило эмоциональный накал, люди восприняли радостную для них новость слишком спокойно.
- Ну вот, теперь у них есть решение, и у нас есть решение, - сказал кто-то рядом.
- А где судья? Он по-прежнему там? – вспомнили вдруг в толпе. – Надо его срочно увезти.
Десяток машин, заполненных мужчинами, примчались к суду. Я подумал, что ошибка сторонников Багапши могла заключаться в том, что они забыли про судью после удовлетворившего их решения. Затем перед сторонниками появился Хаджимба. Он поблагодарил их и попросил продержаться еще пару дней и собраться в большем количестве. Очевидно, он, как и многие в зале, понимал, что решения суда может оказаться явно недостаточно. Многие считают, что в Сухуми все только начинается.
Параллельно с публичными событиями вокруг Абхазии идет большая закулисная игра. Большие чины в Москве, делавшие ставку на Хаджимбу и практически проигравшие выборы, пытаются отыграть ситуацию. Первое решение судьи последовало вслед за отзывом в Москву специального представителя Совета безопасности России Чеслава Млынника, который последние недели пытался договориться с противоборствующими сторонами.
По некоторым сведениям, Млынник выступал и гарантом безопасности судьи. Второе решение суда появилось сразу же вслед за его экстренным возвращением в Абхазию. Млынник вернулся в Сухуми ночью, так и не добравшись до Москвы. По некоторым сведениям, об этом Москву просил Нодар Хажба, нынешний руководитель департамента МЧС России, назначенный премьер-министром после отставки Хаджимбы. Хажба сигнализировал, что ситуация выходит из-под контроля. Но вряд ли кто-то точно скажет, как ее удастся контролировать теперь.
Александр Горшков,
Фонтанка.ру
Из Абхазии по телефону.
Ранее по теме:
Чеслав Млынник в роли миротворца