Прекрашено судебное производство по нашумевшему делу о хищении экспонатов из музея истории Петербурга в Петропавловской крепости. По имеющейся информации, теперь уже бывшие фигуранты этого скандального дела подобным исходом вполне удовлетворены.
Федеральный суд Петроградского района прекратил производство по нашумевшему делу о хищении экспонатов из музея истории Петербурга в Петропавловской крепости. В отношении троих подсудимых - Константина Карасева (бывшего хранителя Фонда нумизматики и оружия в Музее истории Петербурга в Петропавловской крепости), Александра Горчакова (бывшего сотрудника того же музея, а с 1994-го года владельца трех антикварных магазинов) и Геннадия Смирнова дело прекращено по ряду оснований – в частности, за непричастностью к инкриминируемым им деяниям и за истечением срока давности по ряду эпизодов (например, за хранение холодного оружия). По имеющейся информации, теперь уже бывшие фигуранты этого скандального дела подобным исходом вполне удовлетворены.
Напомним, что о прекращении дела еще в апреле этого года просил и государственный обвинитель, поддерживавший обвинение в процессе.
Ранее федеральный суд Петроградского района уже рассматривал это дело, по которому проходило 8 подсудимых. Константин Карасев был приговорен к 10 годам строго режима с конфискацией имущества. Остальным 7 подсудимым были назначены различные сроки лишения свободы, как реальные, так и условные. Однако в марте 2003-го года городской суд Петербурга отменил приговор федерального суда Петроградского района в отношении трех подсудимых – Карасева, Горчакова и Смирнова, дело было направлено в тот же суд – для рассмотрения иным составом суда.
По словам судьи Натальи Беганской, председательствовавшей при новом рассмотрении дела, материалы предварительно следствия были составлены очень небрежно. Иногда, согласно материалам дела, выходило так, что, например, оружие сначала было сбыто и только потом – похищено. Так что прекращение производства по делу можно считать закономерным результатом. Между тем, к моменту прекращения уголовного преследования три основных фигуранта дела находились под стражей около 4 лет – им изменили меру пресечения на не связанную с лишением свободы только в сентябре прошлого года.
Напомним, что, по версии следствия, организатором преступной группы, в течение нескольких лет успешно орудовавшей в Музее истории Санкт-Петербурга, был Константин Карасёв, ставший в 21 год младшим научным сотрудником и хранителем музея. Начиная с 1992 года, злоумышленники сбывали раритеты по устойчивым каналам, иногда похищая предметы старины по предварительному заказу. Согласно материалам дела, Карасеву помогали Александр Горчаков (бывший сотрудник того же музея, а с 1994-го года владелец трех антикварных магазинов), Геннадий Смирнов и Марианна Писарева. Еще четверо подсудимых, Андрей Попков (заведующий реставрационной мастерской Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи), Семен Торфман, Михаил Фильченков и Роман Королев обвинялись в хранении и изготовлении оружия и в посредничестве при хищениях. Деятельность группы была пресечена в сентябре 1999-го года, когда сотрудники 12-го отдела УУР ГУВД Петербурга задержали Карасева и троих «коллекционеров», помогавших сбывать раритеты.
Уголовное дело насчитывало 18 томов, одно лишь перечисление предметов, которые исчезли из двух фондов - оружия и нумизматики – занимает более 50 страниц. Причем некоторые похищенные советские ордена оцениваются экспертной комиссией в несколько раз дороже, чем ордена прошлого века. К примеру, советский орден Ушакова I степени стоит 451 тысячу рублей, орден Нахимова I степени 301 тысяча рублей, царская медаль «За усердие» - 125 тысяч 555 рублей, царский орден «Святой Анны» III степени оценен в 7 тысяч 533 рубля. Среди похищенных вещей - наградная шпага барона Врангеля, трость Александра Герцена, сабля, изготовленная знаменитым оружейным мастером 19-го века Иваном Бояршиновым, старинные монеты, старинное огнестрельное оружие.
К реальным срокам по приговору федерального суда Петроградского района, кроме Карасева, были приговорены Горчаков – 9 лет, с конфискацией, и Смирнов – 6 лет с конфискацией. Они-то и обжаловали вынесенный им приговор.
Остальным подсудимым были вынесены условные приговоры, и они не воспользовались своим правом кассационного обжалования (кстати, назначая наказание Попкову, суд учел многочисленные ходатайства от самых разных музеев России - Попков признан одним из лучших реставраторов России, наличие у него правительственных наград и его полное раскаяние). Поэтому новое рассмотрение этого дела проходило только с участием Горчакова, Смирнова и Карасева. С учетом того, что о прекращении дела просил сам государственный обвинитель, вынесенное судом постановление вряд ли будет обжаловано в кассационной инстанции, - бывших подсудимых результат рассмотрения их дела удовлетворил.
Елена Гусаренко,
Фонтанка.ру