Так повелось, что каждую весну, в третьей декаде мая, в Петербург приезжает бывший вокалист группы «Ария» Валерий Кипелов со своей группой. Нынешний концерт стал неким прорывом. Во-первых, группа «Кипелов» впервые представила то, что можно назвать новой программой – долгожданные новые песни из готовящегося к выходу альбома. Во-вторых, группа сменила площадку – вместо «Юбилейного» выступив в «Ледовом».
Наступившая тёплая погода позволила металлистам не скрывать любимые футболки под куртками и плащами. Ещё в метро на станции «Площадь Александра Невского» взгляд время от времени выхватывал в толпе надписи «Ария», «Кипелов», «Iron Maiden» и другие – от «Алисы» до «Alice Cooper». На концерте зал «Ледового» был почти полон.
Вопреки традициям началом концерта впервые стала не «Путь наверх», открывавшая первый сольный альбом Кипелова, а одна из новых песен – «На распутье». За ней – «Я не сошёл с ума», одна из самых популярных песен группы, написанная ещё для последнего альбома группы «Ария». Странно, что в «Арии» эта песня не исполнялась ни разу и считалась «лишней», а группа «Кипелов» заставила её звучать великолепно... Хотя прошло то время, когда автор этих строк был горячим поклонником «Арии», очень хотелось вспомнить прошлое и подпевать. Тем более, что Валерий Кипелов и его товарищи были всего метрах в двух...
К слову, о товарищах. Состав группы за прошедший год опять изменился. Гитарист Сергей Маврин, в своё время восемь лет отыгравший в «Арии», а потом записавший вместе с Кипеловым альбом «Смутное время», решил сосредоточиться на делах своей группы (тоже имени себя). А вот его басист Алексей Харьков, также игравший в двух группах одновременно, решил остаться с Кипеловым. Остались и практически невидимый за барабанной установкой, но вполне слышимый барабанщик Александр Манякин, четырнадцать лет барабанивший в «Арии» и ушедший вместе с Кипеловым, и гитарист Андрей Голованов. А Маврина сменил белорусский гитарист Виктор Смольский, известный как участник немецкой группы «Rage». Смольский записал партии гитары и для готовящегося к выходу дебютного альбома группы, рабочее название которого – «Реки времён».
Следом была исполнена песня «Дьявольский зной» (ещё одна песня, которую «Ария» незаслуженно обходила вниманием), а потом и ставшая уже легендарной композиция «Вавилон», выпущенная на сингле год назад. После того, как закончилась эта песня – а её зал пел, почти как «Smoke on the Water» на концертах «Deep Purple» во времена Блэкмора – Кипелов затеял вокальную игру с залом. Изобразив голосом фрагмент из музыки к «Лебединому озеру», Валерий ждал, пока зал повторит. Затем группа исполнила композицию «Наваждение» – ещё одну новинку. Впрочем, тексты всех прозвучавших новых песен поклонники могли узнать на сайте группы, так что подпевали все, кто ещё не охрип. Зал впервые украсился настоящим созвездием огоньков от спичек, зажигалок и мобильных телефонов. Следующей песней стала знаменитая «Я свободен» – настоящий гимн группы. На сей раз она прозвучала несколько необычно из-за того, что соло играл Виктор Смольский, и оно сильно отличалось от версии Сергея Маврина.
Не давая слушателям опомниться, группа сыграла «Путь в никуда», затем «Смутное время», и ещё одну новую песню – балладную «Я здесь!» Обманчиво мягкое вступление сменилось мощным продолжением. Стиль группы, как можно судить по новым песням, мало отличается от той же «Арии» – это минималистичный хэви-метал, упирающий скорее на мощь и согласованную атаку, чем на мастерство отдельных музыкантов или какие-то необычные приёмы и аранжировки. Однако это не значит, что композиции были некачественными или плохо звучали. Видимо, уже почти трёхлетняя задержка с выходом альбома объясняется именно тем, что Кипелов не привык самостоятельно писать большое количество музыки (в «Арии» он обычно писал по одной композиции на альбом) и стремится довести созданный материал до блеска. Играет роль и конкуренция с нынешней «Арией», которая уже выпустила один альбом (как бы к нему ни относиться), и теперь Кипелов не имеет права на ошибку.
Последней сыгранной новой песней стала композиция «Пророк» – прощальный подарок от Сергея Маврина. На самом деле эта композиция использует ту же гармонию, что и песня «Падший» с последнего сольного альбома Сергея Маврина, но другую мелодию и другой текст. Затем Кипелов представил Виктора Смольского, который исполнил пятиминутное гитарное соло. Раньше группа не баловала слушателей импровизацией, предпочитая на концерте звучание, близкое к студийному. Остаток концерта превратился в парад старых хитов: «Грязь», «Следуй за мной», «Герой асфальта», затем продолжение байкерской темы в «Беспечном ангеле», и напоследок – «Путь наверх», который раньше открывал выступления группы. Музыканты ушли со сцены, одарив зрителей медиаторами и барабанными палочками.
Однако они вернулись и сыграли на бис ещё три классические песни с альбома 1986-го года - «С кем ты?» Первую из них возвестили удары бочки, а затем Валерий Кипелов обратился к залу. «Здесь куют...» – «Металл!» - дружно отвечали зрители. Так называлась эта песня, за которой последовали «Встань, страх преодолей» (как утверждают злые языки, её автор – гитарист «Арии» Андрей Большаков просто переделал одну из песен группы «Judas Priest»), и, конечно же, «Воля и разум». Но вот отгремели последние барабанные удары, музыканты ушли со сцены, заиграла ненавязчивая органная музыка. Зрители потянулись к выходам...
Всё-таки за год группа совершила эволюцию, несмотря на кадровые перестановки. Она сумела поддержать интерес к себе, исполняя песни с ещё не выпущенного альбома (это достаточно сильный ход – таким образом, например, обкатывала новые песни группа «Deep Purple»). Теперь группе необходимо закончить альбом и выпустить его, обновив концертную программу и заменив совсем уж устаревшие номера (такие, как «Встань, страх преодолей» и «Беспечный ангел») на новые песни.
Илья Снопченко,
Фонтанка.ру