Отреставрированный после набега вандалов памятник поэту вскоре вернётся в Таврический сад. Только как долго он сможет там простоять? Дело в том, что этот памятник... ничей. Петербург так и не принял монумент на баланс города.
Третьего октября в Петербурге будут праздновать 110-летний юбилей Сергея Есенина. К этой дате подготовлено не очень много событий, хотя, как сказал председатель петербургского комитета по культуре Николай Буров, для такой фигуры любых мероприятий будет недостаточно. Одной из акций будет возвращение отреставрированного памятника Сергею Есенину в Таврический сад. Только как долго он сможет простоять там, прежде чем подвергнется очередному набегу вандалов?
Как считает Николай Буров, людям, год назад отбившим памятнику нос и разрисовавшим его свастиками, в общем-то, все равно - Есенин ли стоит на тенистой аллее Таврического сада или «девушка с веслом». «Сегодня они ударили молотком по памятнику, а завтра ударят в подъезде меня. Это действия примерно одного культурного уровня», - сказал Буров. И сделать, чтобы подобные ситуации не повторялись - не в компетенции комитета по культуре. Нужно делать что-то с культурным уровнем молодежи, а приставить к каждому памятнику по человеку с ружьем, по словам Бурова, нереально.
Одна из бед памятника Есенину – в том, что он никому не принадлежит. Памятник был поставлен (и отреставрирован) на средства есенинского фонда, но город его на свой баланс не принял. Юридически он может принадлежать или музею городской скульптуры, или Центральному району. Но сейчас у него попросту нет хозяина, который нес бы ответственность за состояние. И тут как раз исправить ситуацию в силах комитета Николая Бурова, чем он и собирается заняться.
Еще одна беда, по мнению руководителей есенинского фонда Бориса Родина и известного певца Анатолия Тукиша, – это само место, в котором он находится. Таврический сад, по словам Родина, совершенно не охраняется, а его администрация существует как-то отдельно от самого сада. Когда представители есенинского фонда приехали реставрировать памятник, они вполне могли увезти из сада хоть десять скульптур, и никто ничего бы не заметил. Борис Родин и Анатолий Тукиш в связи с этим предлагают перенести памятник в охраняемое метро. Например, на станцию Пионерская. А перспективе и вовсе переименовать её в Есенинскую.
Николай Буров предложение выслушал, но призвал относиться к таким идеям с осторожностью. «Нельзя же спрятать от горожан все памятники в метро – у нас для этого просто не хватит метрополитена», - резонно возразил председатель Комитета по культуре. И добавил, что именно из-за осторожного отношения к переносу памятников в Петербурге остались Екатерина и Николай II. Что же касается заброшенности Таврического сада, то Буров признает – сад действительно «опустился». У Петербурга пока просто не хватает денег, чтобы содержать в порядке все свои парки. Но в связи с этим Николай Витальевич напомнил всем судьбу памятника Достоевскому, который вроде бы и стоит на видном и благоустроенном месте, и милиции вокруг хватает. А глядя на него возникает ощущение, что это памятник не русскому писателю, а какому-то известному любителю пива - столько пивных бутылок все время стоит вокруг. «Человек с ружьем возле памятника Есенину, читающий вслух его стихи, - это не решение проблемы» - уверен Буров. А вот какое оно, это решение, председатель комитета по культуре готового ответа пока не имеет.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру