Бумажный проездной для льготников заменят современной бесконтактной пластиковой картой. Именная карта будет использоваться как в метро, так и во всех видах наземного транспорта. Стоимость проездного для льготников останется прежней – 230 рублей, а сами карты город даст льготникам бесплатно. Для проверки таких проездных все кондукторы получат специальные аппараты – валидаторы. В планах комитета по транспорту – переход на пластиковые карты для оплаты проезда в наземном транспорте для всех жителей города. Однако нововведение имеет и «оборотную сторону» - отследить передвижение любого пассажира по городу теперь будет не просто, а очень просто.
Всего в Петербурге сейчас 1 миллион 300 тысяч жителей имеют право на льготный проезд, но бумажный проездной ежемесячно покупают всего 500 тысяч из них. Новые бесконтактные карты льготники смогут купить там же, где и проездной бумажный – на почте или в Сбербанке. Купив карточку один раз, в дальнейшем ее нужно будет только продлевать в кассах метрополитена. Как сообщил сегодня председатель Комитета по транспорту Александр Дацюк, вводиться новые проездные будут постепенно – выдача первой части начнется с 21 декабря, а в отделения Сбербанка и на почту они поступят уже 16 декабря. На первом этапе карточки получат 180 тысяч льготников, а полная замена бумажных проездных на пластиковые должна завершиться в течение трех месяцев. В переходный период будут действовать как бумажные проездные, так и новые карты. Уже закуплено около миллиона карт. Как сообщил начальник информационно-аналитического отдела комитета по транспорту Станислав Попов, на покупку карточек метрополитен потратил 25 миллионов рублей, из них 10 миллионов было компенсировано за счет средств городского бюджета. Как сообщили в комитете по транспорту, все финансовые потоки по нововведению пойдут через банк "Санкт-Петербург".
Новый проездной, так же как и бумажный, будет именным – при покупке в карту нужно вписать свои фамилию, имя, отчество и паспортные данные. А при проезде в транспорте – всегда носить с собой документ, дающий право на льготу и паспорт. Передавать именную карту для пользования другим людям – нельзя. Как рассказал первый заместитель начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Лысенков, если при проверке окажется, что проездным пользуется человек, имеющий право не являющийся льготником, то на первый раз владельца карты внесут в «серый» список, а в следующий раз льготника лишат льготного проездного на полгода. Это относится не только к пенсионерам, но и ко всем владельцам именных карт, прежде всего, школьникам и студентам. Если именной билет потерялся, его украли или он сломался (такое тоже может быть), то его легко восстановить - достаточно подать заявление. Но для получения новой карты нужно будет заплатить ее залоговую стоимость – 30 рублей.
Введение автоматического контроля в наземном транспорте значительно упрощает оформление проездного билета на следующий месяц – теперь совершенно необязательно делать это в какой-то определенный день. Покупая за 230 рублей проездной, льготник приобретает право на проезд во всех видах общественного транспорта в течение 30 дней. Причем, начинаться эти 30 дней могут с любого числа месяца. Так, при наличии карточки сроком действия с 20 января до 19 февраля, пенсионер сможет прийти в кассу метрополитена в любой день, когда действует этот проездной, и продлить срок на следующий месяц. Такая система очень удобна для тех, кто активно пользуется транспортом не всегда, а только, например, в дачный сезон. Теперь можно будет прийти в кассу перед первой поездкой на дачу, не думая о том, что начало месяца уже давно прошло. Чтобы очередей в метро было меньше, с 1 декабря на станциях начнут работать еще 90 касс.
В следующем году планируется ввести такую же систему оплаты проезда для всех, кто пользуется едиными проездными. Для льготников пока не планируется вводить ограничения по количеству поездок, сообщил Владимир Лысенков. Но когда на бесконтактные карты для оплаты проезда в автобусах, троллейбусах и трамваях перейдут все, то количество поездок все-таки ограничат. Причем и льготники, и обычные пассажиры будут поставлены в одинаковые условия.
Изменится и работа кондукторов в общественном транспорте. Если в метро автоматизированный контроль уже стал привычным, то в наземном транспорте Петербурга такого еще не было. На помощь кондукторам придут специальные устройства – валидаторы или, как их официально называют, контроллеры. С их помощью будет считываться информация со смарт-карт. Так как внутри карточки заложена информация о том, кому она принадлежит, и когда была оплачена, то обнаружить подделку или просроченную карту будет довольно просто. Сейчас закуплено 2800 валидаторов, стоимость каждого из них – около 9 тысяч рублей, причем приобретены они все на средства государственных унитарных предприятий, которые осуществляют пассажирские перевозки. Как сообщил Станислав Попов, частные перевозчики будут приобретать валидаторы на собственные средства.
По словам Александра Дацюка, применение автоматизированного контроля в транспорте позволит не только контролировать проезд, но и подсчитать количество рейсов, выполненных на маршруте. Также можно будет получить статистику по количеству пассажиров в наземном транспорте, и за счет этого регулировать расписание движения автобусов, троллейбусов и трамваев. Александр Дацюк также сообщил, что в Петербурге не будут устанавливать турникеты в наземном транспорте, так как делают салон менее вместительным, при этом время посадки и выхода пассажиров увеличивается. Наиболее перспективным, по его словам, является установка в салоне транспорта «электронных компостеров», связанных с бортовым компьютером. Они будут установлены в удобном для пассажира месте, и он сам, без помощи кондуктора сможет оплатить проезд, приложив к устройству смарт-карту. А для того, чтобы не было соблазна проехать «зайцем» - останутся контролеры, которые всегда смогут проверить – оплатили вы проезд или нет.
Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру