Сейчас

-1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-1˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как -5

3 м/с, с-з

761мм

79%

Подробнее

Пробки

1/10

Собачье сердце Маргариты

327
ПоделитьсяПоделиться

Вопреки бытующему мнению Владимир Бортко доказал, что Булгакова можно ставить в кино. До сих пор «Собачье сердце» оставалось единственной достойной киноверсией «нехорошего автора». Перед премьерой «Мастера и Маргариты» режиссер нервничает, но со свойственным ему юмором заявляет: «Я - главный булгаковед страны!»

Владимира Бортко можно смело назвать режиссером-первопроходцем. Именно он открыл для нас, что блондинка, подстерегающая мужчину «за углом», не всегда к счастью. Что про бандитский Петербург можно снимать не только стрелялки, но и мелодраму с философским акцентом. Что помимо слезоточивых сериальчиков и порнухи наш народ можно привязать к телевизору «Идиотом» Достоевского. А еще, вопреки бытующему мнению и неудачам предшественников, доказал, что Булгакова можно не бояться и даже ставить в кино. До сих пор «Собачье сердце» Бортко, снятое в 88-ом, оставалось единственной достойной киноверсией «нехорошего автора». Перед премьерой «Мастера и Маргариты», которая состоится на Российском канале 19 декабря, режиссер нервничает, но со свойственным ему юмором заявляет: «Я - главный булгаковед страны!»

Открытие первое
Никакой мистики кроме правды

- Владимир Владимирович, вы познакомились с Булгаковым, когда его у нас читали «шепотом»?
- «Собачье сердце» прочитал только перед съемками фильма. А с «Мастером и Маргаритой» встретился значительно раньше, лет в пятнадцать. Буквально проглотил за ночь. Роман был опубликован в журнале, еще с купюрами. Но запал в душу. Позже посмотрел экранизацию Анджея Вайды «Пилат и другие». Замечательный режиссер, не мне чета, но его фильм не кажется мне удачным. И мне хотелось сделать свой фильм «от противного», рассказать о том, что я прочитал в этой книжке. Когда я считаю, что другие думают неправильно, а я правильно, у меня возникает желание донести свое видение до максимально широкой аудитории. Такой вот наглый человек!

- Так о чем же ваш Булгаков?
- Об этом десять серий, восемь часов. По-моему, свои мысли мне удалось донести достаточно внятно. Смотрите, а потом обсудим. С удовольствием схлестнусь с оппонентами, доказывая очевидные для меня вещи. Я – по-необходимости главный булгаковед в стране, а может быть и в мире. Потому что снял два неплохих фильма, а для того, чтобы это удалось, нужно было понимать, о чем писал автор.

- Литературоведы много спорили, кто был прототипом Мастера. Называли и Мандельштама, и Мейерхольда, и Горького. Но на то и классика, чтобы в каждом времени читатели находили похожих героев. Может, у вашего Мастера есть и прототип из сегодняшних «действующих лиц»?
- Мастер, как мне кажется – это альтер-эго писателя Булгакова, который судил себя довольно строго. Поскольку «не заслужил света, а заслужил покой». А почему – мой ответ в фильме.

- «Собачье сердце» вышло в разгар перестройки, когда степень допустимой свободы еще не была ясна. Снимать Булгакова тогда и сейчас – это по-разному?
- Если в 88-ом это и был прорыв, то не для меня, а для телевизионного объединения где худруком был замечательный режиссер Сергей Герасимович Микаэлян, которой и предложил мне экранизировать повесть, которую, кстати, я до той поры не читал. Страх был один: что нашу работу закроют и фильм ляжет на полку. Но все-таки это уже был не 78-й год, когда ни о чем подобном и заикнуться было нельзя. Помню, Сергей Герасимович предлагал изменить фразу профессора Преображенского «Я не люблю пролетариат». Тогда это звучало очень круто. Но мне удалось его уговорить, и все осталось как у Булгакова.
Как мне кажется, получилось, в общем, неплохо. Надеюсь, и сейчас вышло не хуже. Но дело не в годах съемок, а в том, что это совершенно разные книги. Они похожи фантасмагорическим способом доказательства мыслей. В первом случае из собаки делают человека, и глупость окружающей действительности становится очевидной. В другом - некое существо обладающее неограниченными возможностями и абсолютно независимое - посещает страну которая строит новый мир и создает нового человека. В результате поездки выясняется, что все осталось по-прежнему, только человека нового испортил квартирный вопрос. Вот, собственно, и весь результат строительства. В обоих случаях такой способ дает писателю возможность рассказать о реалиях времени, в котором все происходит. И еще: булгаковский южный юмор везде одинаков. Хорошо понимаю, что за этим стоит: сам прожил 27 лет в Киеве. Мы с автором из одного города, росли на одних улицах с небольшой разницей в годах. Там когда хотят пошутить, не хохочут - пропадет юмор.

Открытие второе
Под Корнелюка можно молиться

- Музыку к «Мастеру и Маргарите» вы доверили композитору, с которым работали над «Бандитским Петербургом» и «Идиотом». Как вы открыли Игоря Корнелюка как кинокомпозитора?
- Как и все - слушал популярные песни, которые мне очень нравились. Может быть, с точки зрения профессионала это неверно, но мне кажется, что в музыке главное – мелодия. Корнелюк один из ярких композиторов-мелодистов. Его музыка запоминается. Он очень талантливый человек и было понятно, что если предоставить ему... более широкое поле деятельности, скажем так, результат может быть чрезвычайно интересным. К тому же я знал, что он отличный профессионал, окончивший консерваторию. И когда мы с моим товарищем, писателем Андреем Константиновым, решили делать «Бандитский Петербург», для меня проблема выбора композитора не стояла.

- Корнелюк рассказывал, что вы определили для него жанр «Бандитского Петербурга» как мелодраму. Когда он почитал сценарий, был в недоумении: бандитские разборки! А вы ему ответили: «Вот ты-то как раз и сделаешь мелодраму». И ведь получилось!
- Конечно. Я понимал, что в «БП» нужен шлягер, запоминающиеся темы. И Игорь это сделал хорошо. Тогда для него работа в кино была в новинку, и что-то казалось излишне простым или, наоборот, сложным. Но он, как и всякий действительно талантливый человек, очень быстро обучается. На первой картине мне подсказывать ему приходилось немножко больше, на «Идиоте» меньше, а сейчас я уже просто молчу. Он написал прекрасную музыку и, более того, не просто озвучил картину, а стал ее стопроцентным соавтором. В «Мастере и Марагрите» много безумно красивых тем, у которых, безусловно, будет и своя отдельная жизнь. Это серьезная симфоническая музыка и она совершенно отличается от «БП». Будет и хор, который поет на латыни и на старославянском языке.
Мне лично больше всего нравится тема любви, тема Воланда. Да в общем все! Опускаешь руки и думаешь: неужели работаю рядом с человеком, который все это написал. А на музыку к сцене распятия Иешуа я на месте священнослужителей обратил бы серьезное внимание. Это на уровне Бортнянского. Это действительно похоже на молитву
Приятно оказаться причастным к повороту в судьбе человека, который начинает писать такую глубокую музыку. А еще понимаешь, что в жизни так много связано со случаем. В человеке живет очень много всего, только надо дать ему возможность проявиться.

Открытие третье
В следователях живет «нечистая сила»

- Сами встречались в жизни с таким проявлением женской любви, как у булгаковской Маргариты?
- Я неблагодарный объект для любовных исследований. В моей жене, с которой мы вместе уже тридцать три года, меня все устраивает.
Каждая женщина склонна к самопожертвованию, вы все немножко мазохистки. Ради меня не приходилось жертвовать жизнью или ехать в Сибирь (пока!). Но обеды варить каждый день – это тоже самопожертвование, и что-то героическое в этом есть.

- Вы сбились с ног в поисках Маргариты. А, взглянув на Ковальчук, определились: ведьма! Как вы разглядели бушующие страсти в скупой на эмоции даме, раскрывающей «Тайны следствия»?
- До нее на пробах перебывали почти все наши красавицы. Но и по поводу Ани у меня были большие сомнения. Роль очень сложная, и то, что написано у автора намеком, в кино нужно делать объемнее, шире. «За мной, читатель, я покажу тебе эту любовь!» - призывал Булгаков, но любовь так и не показал. А мы ее показали, не нарушив при этом, как нам кажется, писательского замысла. И все это сделала Анечка Ковальчук. Вот еще один случай, когда в человеке все это жило, и открылось, когда представился подходящий случай. Уверен, что зрители получат от этой встречи с Аней истинное удовольствие: она тонкая и глубокая девочка, и даже не представляю, кто бы мог сыграть Маргариту лучше.

- Многие актеры признаются, что без симпатии и даже влюбленности в партнера любовь не сыграешь. Раз, как вы говорите, любовь в фильме удалась, значит, между Мастером-Галибиным и Маргаритой-Ковальчук «искра» пробежала?
- По-моему, ничего особенного не было. Вообще они очень редко снимались вместе. У Ани даже больше сцен с Воландом и Коровьевым. Думаю, девушке было приятно работать в окружении таких партнеров, как Олег Басилашвили, Александр Абдулов и Александр Филиппенко.

- Какая любовь без эротики...
- Обнаженные сцены будут. Но любителей клубнички предупреждаю сразу: от груди и до коленок - это компьютер. (В картине рекордное количество компьютерного времени: 160 минут графики – авт.).

- Вы, наверное, помогли актрисе пережить развод, который произошел в период съемок.
- Знаете, никогда не лезу в личную жизнь актеров. Узнал вместе со всеми, только спросил, правда ли это. Ну, развелась, так развелась. Главное, чтоб теперь снова замуж вышла!

- По поводу других молодых актеров. На первый взгляд вызывает сомнение дуэт Лавров-Безруков. В книге изображено противостояние личностей, равных по силе. А тут...
- Эта пара работает гениально. Вы что ли имеете в виду «Есенина»? Понимаете, наша профессия, актерская и режиссерская – это ходьба под куполом цирка. Стоит человеку не то что оступиться, а даже сделать что-то не так, как ожидали – начинаются вопли. Сергей замечательный артист, в чем вы убедитесь уже в начале первой серии.

- Говорили, что ему пришлось худеть и расставаться с накаченными мускулами, чтобы правдоподобно выглядеть на кресте?
- Ну, не знаю, возможно. Но физически актер безумно похож на... канонический образ.

- Мы-то ждали Евгения Миронова, после «Идиота».
- Я предлагал ему и эту роль, и другую. Но Миронов сказал, что не хочет повторяться Правда, я убеждал его, что это не повтор, но он отказался. Если честно, я так прикипел к нынешней своей команде, что если бы начинать снимать заново, взял бы только их и всех до единого.

Марина Полубарьева

Публикуется с сокращениями. Полная версия опубликована в газете «МК» в Питере» 7 декабря 2005 г.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close