Волна информации о насилии в школах. И не где-то далеко, а у нас. Почему учителя жестокие? Почему дети злые? Ведь, когда училось мое поколение, что-то похожее было, но не настолько. Можно не пускать ребенка в школу. Можно заткнуть уши и выключить телевизор. Каждый решает сам,- рассуждает журналист "Фонтанки".
Трагедия Ромы Лебедева, восьмиклассника, чье тело нашли с предсмертной запиской у железнодорожной платформы, повлекла за собой лавину осуждающих учительницу 262-й Красносельской школы, плохие отношения с которой будто бы стали причиной самоубийства школьника.
На днях обвиняемой в доведении его до самоубийства была названа бывшая классная руководительница 8-го «Б» - Вера Новак. Следствие вменяет ей и 1-ю часть статьи «оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме и статью «неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Потерпевшими по делу, кроме близких погибшего Ромы Лебедева, признаны также двое его одноклассников.
В Петербурге тем временем возбуждено еще одно уголовное дело в отношении учительницы. Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе городской прокуратуры, фигуранткой дела, возбужденного прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга по статье 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом, если деяние соединено с жестоким обращением), стала учительница одной из районных школ. Ее уволили еще в прошлом году. Но педагог намерена вернуться на работу.
В ходе проверки заявлений от родителей третьеклассников, в которых сообщалось о противоправных действиях их классного руководителя, следователи выяснили, что педагог в течение трех лет жестоко обращалась с детьми. Учительница лишала малышей прогулок и возможности покинуть помещение класса на перемене за плохую успеваемость, била линейкой по рукам, ставила в угол на целый день, привлекала детей к запрещенным видам труда (уборка грязной посуды в школьной столовой, уборка туалетов). Кроме того, она унижала достоинство учеников, публично их оскорбляла. Дети рассказали следователю, что один раз женщина заставила ученика, отказавшегося от обеда, съесть первое и второе блюдо, смешанные в одной тарелке, что вызывало у него рвоту.
В результате таких издевательств родители были вынуждены переводить своих детей в другие школы. Некоторым детям понадобилась профессиональная помощь психологов. В ходе предварительной проверки и опроса учеников установлено, что жестокое, по мнению прокуратуры района, обращение с детьми, учитель оценивала как приемлемые методы воспитания.
Подобные случаи встечаются все чаще.
На днях стало известно, что в Приморском крае возбуждено уголовное дело в отношении учительницы, которая в конце декабря 2005 года заставила семерых школьников 4 класса в присутствии всего класса в буквальном смысле слова вылизывать следы их обуви, оставленные на полу во время игры.
В четверг вскрылось еще одно ЧП в школе: в Якутии суд приговорил учителя труда Малыкайской средней школы Нюрбинского района Василия Евсеева к штрафу в сумме 5000 рублей «за нанесение побоев, не повлекших причинение кратковременного расстройства здоровья». Судом было установлено, что Евсеев во время учебных занятий «в воспитательных целях» ударил ученика 6 класса куском древесно-волокнистой плиты по голове, причинив ребенку телесное повреждение в виде открытой раны затылочной области.
В пятницу стало известно о ЧП, произошедшем в детском доме в Томске. Одна из воспитательниц детского дома N4 избила 15-летнего подростка этого приюта. В результате побоев он получил перелом грудины и сотрясение головного мозга. Воспитанник сам подал заявление в Томскую городскую палату общественности, в котором высказал прямое опасение, что дело не будет рассмотрено в милиции, ссылаясь на аналогичный случай годичной давности. Вслед за этим в палату общественности поступило ещё несколько заявлений от детей этого учреждения с просьбой о помощи, которые в частных беседах подтвердили и факт избиения парня.
Почему в учебных заведениях работают злые учителя? Почему у нас не менее жестокие дети? Почему есть неуравновешенные родители? На эти вопросы нет ответов. Можно только надеяться, что с твоим ребенком будет все в порядке. Выбирать детсад и школу, только пользуясь рекомендациями знакомых. Не смотреть на каждого педагога как на врага, на каждого школьника как садиста, на каждого родителя - как на идиота. Но сделать все возможное, чтобы факты насилия над детьми не повторялись. Потому что от разговоров "какое общество - такая и школа", "какое общество - такая и армия", "какое общество - такая и милиция" уже устали.
Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру