Сегодня губернатору наглядно продемонстрировали, как работает механизм, с помощью которого тратится более половины средств городского бюджета. Комитет экономического развития, отчитываясь по итогам работы системы госзаказа в прошлом году, старался показать, что знаменитый брежневский лозунг «экономика должна быть экономной» по-прежнему остается актуальным.
Сегодня на открытии выставки «Государственный заказ Санкт-Петербурга-2006» Валентине Матвиенко наглядно продемонстрировали, как работает механизм, с помощью которого тратится более половины средств городского бюджета. Комитет экономического развития, отчитываясь по итогам работы системы госзаказа в прошлом году, старался показать, что знаменитый брежневский лозунг «экономика должна быть экономной» по-прежнему остается актуальным.
Доля закупок для городских нужд в структуре расходов городского бюджета постоянно растет. Если в 2005-ом году при общих расходах 133 миллиарда 965 миллионов рублей объем размещения госзаказа составил 69,1 миллиарда рублей (52%), то в 2006-ом город планирует потратить на госзаказ более 90 миллиардов рублей из заложенных в бюджете на расходы 155 миллиардов, то есть 68% средств.
По данным КЭРППиТа, в прошлом году сэкономить удалось 3 миллиарда 582 миллиона рублей. Председатель комитета Владимир Бланк сообщил, что в этом году экономия должна составить 4-6% от общего объема госзаказа, подчеркнув, что средства, которые экономятся на процедуре госзаказа, сравнимы с размером дефицита бюджета Петербурга. Впрочем, некоторые участники торгов утверждают, что столь серьезные показатели экономии достигаются автоматическим уменьшением стоимости закупки на 10% при размещении способом единственного источника. Поэтому еще неизвестно, как отразится на эффективности системы государственного заказа требование нового закона – об обязательном проведение конкурсных процедур.
Согласно закону, размещение госзаказа у единственного источника возможно только в десяти случаях, специально оговоренных в федеральном законе. По словам Бланка, это позволит уже в 2006-ом году увеличить долю конкурсов до 60-70%, при том что сейчас они составляют порядка 36,8% (по сумме размещения). К обычным конкурсам добавятся открытые аукционы и биржевые торги, которые начнутся, как только будут приняты необходимые подзаконные акты. Владимир Бланк уверен, что это внесет существенные изменения в процесс формирования цены, так как полностью исключит возможность предварительного сговора участников конкурса.
Свои «дивиденды» от нового закона должен получить и малый бизнес. Предприниматели получат возможность подавать неконкурентные заявки на поставки по некоторым видам продукции. Такие контракты будут заключаться на сумму не более 3 миллионов рублей, а в общем объеме госзакупок будут составлять не более 5-7%. В прошлом году с субъектами малого бизнеса было заключено 63 512 контрактов на общую сумму 11 миллиардов 894 миллиона рублей.
Ключевым вопросом, который будет решаться в этом году, будет ценообразование. По словам Бланка, стоимость некоторых видов работ (благоустройство, ремонт, реставрация и пр.) снижается в результате конкурсных процедур в среднем на 20-30%. Это свидетельствует о том, что изначально государственный заказчик неадекватно оценил стоимость работ, товаров или услуг, и предварительные условия определены некачественно. Оптимизация ценообразования позволит сэкономить около 3-5% от объема размещаемых средств. Следует отметить, что чиновники КЭРППиТ осуществляют контроль за всеми закупками в рамках госзаказа и представлены во всех конкурсных комиссиях. То есть вопрос качества оценки Владимир Бланк может адресовать, в том числе, и своему ведомству.
Отрицательную реакцию у государственных заказчиков вызывает, пожалуй, только отмена предварительной квалификации участников конкурсов, что, по их мнению, увеличивает риск некачественного исполнения заказа. Однако у поставщиков именно эта норма должна вызвать положительную реакцию: участники конкурсов неоднократно жаловались, что именно на этапе квалификации зачастую по не совсем понятным причинам отсеивались потенциальные победители. Закон позволяет защитить только крупные сделки – на сумму от 15 миллионов рублей и выше: госзаказчик имеет право требовать от поставщика предоставить обеспечение контракта до 30% от его суммы. В этом случае поставщик должен для участия в конкурсе предоставить гарантию от банка или страховой компании на случай возможного неисполнения контракта. Таким образом государство перекладывает оценку рисков на бизнес. По словам Владимира Бланка, к удорожанию товаров и услуг это привести не должно, так как ставка самого дорогого профессионального страхования составляет не более 0,5-1%.
Впрочем, таких крупных контрактов не так уж и много – в прошлом году было заключено не более тысячи контрактов на сумму более 15 миллионов рублей. Чтобы как-то защититься от рисков невыполнения контрактов и в остальных случаях, будет создан реестр недобросовестных поставщиков. Попав в этот реестр, поставщик лишается возможности поставлять товары и услуги для государства на 2 года.
Формированию госзаказа этого года должна способствовать и выставка, которая проходит в «Ленэкспо». Здесь о своих потребностях потенциальным поставщикам рассказывают все главные государственные заказчики Петербурга: районы и комитеты городской администрации. Компании, которые уже зарекомендовали себя с лучшей стороны, сегодня получили дипломы и подарки как лучшие поставщики для госнужд Петербурга. Глава КЭРПиТа выразил уверенность, что в скором времени это звание станет не менее почетным, чем звание «поставщика двора его императорского величества» во времена царской России.
Мария Мокейчева
Фонтанка.ру