Графический рисунок "Без названия" (Головы) известного авангардиста Павла Филонова, написанный в 1924-1925 годах, вернулся в Русский музей - спустя двадцать лет. Все это время в музейных фондах хранилась качественная подделка творения художника. Хотя предположения о том, что в музее хранится вовсе не Филонов, стали высказываться сразу после того, как в середине 80-х получила огласку информация о хищении его работ.
Графический рисунок «Без названия» (Головы) известного авангардиста Павла Филонова, написанный в 1924-1925 годах, вчера вернулся в Государственный Русский музей - спустя двадцать лет. Все это время в музейных фондах хранилась качественная подделка творения художника. Хотя предположения о том, что в музее хранится вовсе не Филонов, стали высказываться сразу после того, как в середине 80-х получила огласку информация о хищении рисунков авангардиста. Но только после того, как в конце мая этого года в Отдел рисунка и акварели Государственного Русского музея поступил на экспертизу лист с данными «П.Н.Филонов (?). "Головы", 1924-1925, бумага серо-зеленая, тушь, перо. 46х40,8 см. На обороте ниже центра красным карандашом 149, графитным карандашом слева вверху: 40, рядом: 2 (обведен)», стало ясно, что именно этот лист – творение мастера.
Как рассказали «Фонтанке» в Русском музее, когда специалистами было произведено сравнение рисунка с графическими работами, хранящимися в фондах отдела, выяснилось, что представленный на экспертизу лист является аналогом листа, уже находящегося в фондах музея, который поступил в составе коллекции произведений Павел Филонова. Коллекция была передана в 1977 году в дар Русскому музею сестрой художника – Екатериной Глебовой. Но уже в 1985-1986 годах, после того, как старший научный сотрудник Отдела гравюры Евгений Ковтун обнаруживает во французском журнале «Тетради Национального музея современного искусства Центра имени Жоржа Помпиду» (1983, N 11) воспроизведение восьми рисунков Павла Филонова, аналогичных известным ему работам художника из фондов Русского музея, начинает работать музейная комиссия.
Она просматривает все графическое наследие Филонова, проводит сверку с фотокаталогом, составленным Екатериной Глебовой, а также осуществляет необходимые технико-технологические исследования. И уже тогда, согласно заключению комиссии, утверждённому решением Фондовой комиссии подлинность рисунка "Без названия (Головы) была поставлена под сомнение. Тем не менее, он поступил в основной фонд, хотя и с соответствующей пометкой - «(?)».
После начала работы экспертов с поступившим в мае этого года листом стало ясно – поставленный 20 лет назад вопрос о подлинности находившихся в музее «Голов» правомерен. А нынешний рисунок, по заключению экспертов, обладает всеми характерными особенностями творческой манеры Павла Филонова, имеет авторский номер по списку, составленному художником для каталога выставки в ГРМ (1929-1930) - «40 - Без названия. 1921-1925, тушь, 44х39,3 /размер изображения/».
Возвращение подлинника рисунка Филонова в Россию стало возможным благодаря доброй воле его владельца - русского коллекционера и арт-дилера Владимира Царенкова, проживающего во Франции. Он, узнав, что у него оказался действительно рисунок Филонова из коллекции Русского музея, принял решение о безвозмездном его возвращении и передал его специалистам Росохранкультуры.
Сегодня в Русском музее состоялась торжественная церемония возвращения произведения Филонова в музейные фонды. По сценарию, в Мраморном зале коллекционер Владимир Царенков и руководитель Росохранкультуры Борис Боярсков сняли с оригинала и копии рисунка Филонова «Головы» специальную микалентную бумагу, ознаменовав тем самым возвращение подлинника в фонды музея.
Напомним, что из ГРМ в 1978-1979 годах были похищены около двух десятков рисунков Павла Филонова. А в первой половине 1980-х гг. выяснилось, что часть рисунков контрабандным способом была вывезена во Францию и оказалась в коллекции Центра Помпиду, а в Русском музее хранится несколько копий. Каналы контрабанды были выявлены, но сама кража осталась нераскрытой, а история похищения и продажи Филонова годами муссировалась в прессе обеих столиц. В 1990-х гг. в Москве милиция случайно наткнулась на несколько рисунков Филонова, принадлежавших Русскому музею. Эту, более свежую кражу, осуществленную при содействии одной музейной сотрудницы из-за денег, раскрыли за несколько лет и вернули похищенное в музей.
23 октября 2000 года семь рисунков Павла Филонова, похищенные в конце 70-х и находившиеся во Франции, были возвращены в Государственный Русский музей, на сегодня обладающий уникальным собранием работ этого выдающегося художника. Начавшиеся переговоры с Центром Помпиду о возвращении рисунков тянулись долго с переменным успехом и завершились лишь летом 2000 года.
Кстати, увидеть вновь обретенный рисунок Павла Филонова можно будет увидеть на выставке художника, которая откроется в Русском музее в середине июля этого года.
Елена Гусаренко
Справка:
Павел Николаевич Филонов (1882-1941) - живописец, график, художник театра, поэт.
Музеем современного искусства Центра имени Жоржа Помпиду возвращены семь рисунков Филонова:
1. Голова. 1920-1937 (?)
2. Рынок. 1924
3. Голова на фоне города. 1925.
4. Пропагандист. 1924-1925.
5. Голова. 1926.
6. Человек с кулаком (Голова) 1924.
7. Женщина с цветами. 1925.
На фото - возвращенная работа Филонова.