Не успели пользователи мобильных телефонов привыкнуть к новой системе оплаты входящих звонков, как сразу два сотовых оператора огорчили своих клиентов: «Билайн» без громких объявлений в одностороннем порядке внес серьезные изменения в условия ранее заключенных договоров, а TELE2 в два раза повысил плату за звонки на мобильные телефоны других сетей.
Эти два оператора не поменяли тарифную политику с 1 июля, как это сделал, например, «МегаФон» (ввел плату за переадресацию звонков на городские номера). В самом выигрышном положении оставались пользователи тарифного плана «Мечта» от TELE2: вместо 1,5 рублей, который сегодня платит абонент ПТС при звонке на мобильный телефон, они могли разговаривать меньше чем за 50 копеек за минуту (1,5 цента + НДС). Не ухудшилась ситуация и у пользователей городских номеров, абонированных у «Билайна»: входящие полностью бесплатно, а за семизначный номер надо платить мизерную абонентскую плату.
Найди меня, если осмелишься
Сайт «Билайна» корреспонденту «Фонтанки» удалось загрузить не сразу. На первой полосе много рекламы и анонсов. Информацию о введении нового договора надо еще постараться найти. По действующему договору, который подписывал каждый клиент, компания взяла на себя право менять его условия в одностороннем порядке. Для этого достаточно опубликовать на сайте соответствующую информацию. Причем измененные условия будут считаться одобренными (акцептированными) всеми абонентами, которые в течение 15 дней с момента публикации не заявят иное.
Указанные 15 дней исчисляются с 3 июля – этим числом датирована новость о публикации новой редакции договора. То есть все клиенты сотовой компании, не желающие принимать явно ущемляющие его права условия, могут до 18 июля направить соответствующее письмо. Видимо, не желая получить тысячи возражений, оператор «скрыл» новость на вторичных страницах сайта, а также отказался от предусмотренной для таких случаев SMS-рассылки.
Чего же стоит опасаться клиентам? Ведь с 1 января этого года вступили в силу правила оказания услуг подвижной связи, утвержденные правительством России, а значит, заключенные до 2006 года договора и так надо перезаключать. Новые правила, в частности, предусматривают право абонента в любой момент потребовать вернуть обратно внесенный аванс. Прописаны в «федеральных стандартах» только две системы расчета – авансовая и кредитная, никакие «препейд» уже больше полугода не существуют.
Однако в новом договоре «Билайна» о возврате денег нет ни слова. Зато оператор имеет право на все: изменять тарифы, условия договора, отключать, взыскивать средства и т.д. И, разумеется, не несет за это ответственность. Более того, в п. 7.2. оператор указывает, что «недостатки оказанной услуги связи должны быть устранены в течение 20 дней, начиная с даты окончания двух месяцев, установленных для рассмотрения претензий». То есть если из-за сбоя оборудования «Билайна» у вас отключили телефон и вы направляете претензию, то через почти три месяца его может быть и включат. А клиентов, которые забыли приложить копию договора к претензии, директор Санкт-Петербургского филиала компании г-н Анисимов упрекает в «грубом нарушении федерального законодательства в области связи, в полном игнорировании требований закона...» (цитата из официального судебного отзыва).
Молчание ягнят
Система «препейд» в договоре осталась. Кроме того, появилась новая норма, позволяющая отключить абонента, который не задействует платные звонки или иные услуги (например, использует SIM-карту только для входящих звонков или держит ее в запасе). Причем оператор особо подчеркивает, что может это сделать, даже прервав разговор.
Чуть лучше стало с защитой тайны связи. В ранее заключенных договорах абонент разрешал использовать любые известные о нем сведения (в том числе персональные данные, а также, куда и кто звонил) «по своему усмотрению ..., в том числе вправе передавать их третьим лицам без получения дополнительного согласия». Фактически это означало, что «Билайн» открыто мог торговать базами данных клиентов. В новой редакции появилась норма, позволяющая абоненту при подключении наложить «вето» на раскрытие своих тайн, либо впоследствии предоставить соответствующее заявление.
В минувший четверг руководство компании заявило, что будет вводить плату за вызов. Однако пока никаких изменений в действующие тарифные планы на сайте компании корреспонденту «Фонтанки» найти не удалось.
Мечта - 2
О повышении тарифов оператор TELE2 предупредил за 10 дней, как предусмотрено законодательством. Стоимость исходящего вызова на телефоны мобильных операторов Санкт-Петербурга и Ленобласти повышена почти в два раза – до 99 копеек, включая НДС (примерно 3 цента без НДС).
Данную меру можно считать вынужденной: уже с 1 июля некоторые сотовые компании (в частности, МТС), повысили до 5 центов стоимость входящего звонка. Оплачивать их должен оператор, абонент которого инициирует вызов. То есть из 1,5 центов, которые TELE2 брал за звонок, например, на телефон МТС, компания должна была в три раза больше отдать партнеру. Конечно же, такая ситуация не могла продолжать долго.
Павел Нетупский,
специально для Фонтанки.ру