Сейчас

-2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-2˚C

Пасмурно, Снег

Ощущается как -5

2 м/с, ю-в

746мм

96%

Подробнее

Пробки

3/10

Европейское телевидение пустят в Россию без джина и водки

306
ПоделитьсяПоделиться

На повестке дня правительства России – вопрос о подписании Европейской конвенции о трансграничном телевидении. Ради защиты россиян от рекламы алкоголя предлагается вести цензуру транслируемых из Европы передач.

Россия может стать 38-й страной, на территории которой будет действовать принятая в 1989 году конвенция. Сейчас к ней присоединились Великобритания, Германия, Испания, Франция, Австрия, Швейцария и др. Подписанию ТВ-соглашения препятствуют не только политические проблемы, но и, в частности, противоречия в регулировании рекламы.

Основным принципом Конвенции является соблюдение всеми подписавшими ее странами принципа свободы слова. Поэтому государства должны «гарантировать свободу приема и не ограничивать ретрансляцию на своей территории программ». То есть, соглашаясь принимать европейский канал (тот же CDF), российская ретранслирующая компания (а это может быть и районная станция кабельного телевидения) обязуется показывать его полностью – без купюр. Хотя может обращаться в редакцию телекомпании и даже в специальный консультативный совет с просьбой «подкорректировать программу».

Кина не будет...

Требования к содержанию сформулированы в нескольких абзацах: нельзя чрезмерно выделять насилие и способствовать расовой ненависти, показывать порнографию и иные непристойные программы, а вещатель, например, «должен обеспечивать, чтобы в новостях факты и события представлялись справедливо и поощрялось свободное формирование мнений». Говорится также о том, что «ни при каких обстоятельствах спонсор не вправе влиять на содержание и время передачи своей программы таким образом, чтобы это затрагивало ответственность и редакторскую независимость телевещателя в отношении таких программ».

А вот новые кинофильмы по трансграничному ТВ вряд ли можно будет посмотреть. И не только из-за авторских прав. Конвенция четко запрещает включение в программы произведения кинематографии ранее, чем через два года после их первого показа в кинотеатрах. Даже если телевещатель (например, ОРТ) сам создал или участвовал в создании телефильма, то он сможет показать его в рамках Конвенции только через год. Для разрешения споров создается специальный арбитраж (третейский суд).

Алкогольный барьер

Регулированию рекламы и спонсорства на трансграничных ТВ-каналах посвящена целая глава Конвенции. Объем рекламы ограничен 20 процентами времени ежедневных передач (в России – 15 процентов), а прямые предложения населению о продаже товаров не должны превышать одного часа в день. Не допускается реклама, воздействующая на подсознание человека, скрытая реклама и т.д. Предусмотрены ограничения на прерывания детских, религиозных, спортивных и иных программ, фильмов и т.д. Общая рекламная концепция европейского документа согласуется с буквой вступившего в силу 1 июля 2006 года нового российского закона. Запрещается и реклама табачных изделий (поэтому, например, на всех европейских этапах гонки «Формула 1» вы не увидите надписей Marllboro на болидах, на кепках, шлемах и куртках пилотов).

А вот с алкогольными напитками чуть сложнее. По содержанию ограничения также совпадают с федеральным законом «О рекламе» (например, запрещено использовать образ несовершеннолетних). Но в России телевизионная и даже радиореклама алкоголя вообще запрещена, а Конвенция ее допускает. Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов считает необходимым присоединение России к Европейской конвенции о трансграничном телевидении, но – с оговоркой. «Федеральным законом «О рекламе» предусмотрены более жесткие требования в части рекламы алкогольных напитков по сравнению с положениями Конвенции. В связи с чем предлагается сделать оговорку о сохранении за Российской Федерацией права ограничивать ретрансляцию на своей территории программ, содержащих рекламу алкогольных напитков», – предлагает Соколов.

Подписание с оговорками прямо предусмотрено Конвенцией. Причем особо ее составители предусмотрели ограничение на ретрансляцию программ, содержащих рекламу алкогольных напитков. Вот только не совсем ясно, как будет работать такая «глушилка»: в студии каждого ретранслятора должен сидеть человек и, заметив бутылку «с градусом», щелкать тумблером? А если кабельное телевидение, допустим, Ленинского района города Урюпинска, решит показывать десяток евроканалов (технически это делается очень просто) – сажать десять «цензоров»?

По словам Александра Соколова, после подписания Конвенции потребуется внесение изменений в законы «О рекламе», «О средствах массовой информации», «Об авторском праве и смежных правах». Сегодня действующий закон и так предусматривает право свободной ретрансляции. Закон РФ «О средствах массовой информации» уже с 1991 года гарантирует «гражданам Российской Федерации беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации. Ограничение приема программ непосредственного телевизионного вещания допускается не иначе как в случаях, предусмотренных межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией».

Павел Нетупский,
специально для Фонтанки.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close