Пилоты разбившегося в районе Ржевки учебно-спортивного самолета «СП-23» (модернизированный «Як-52») хотели принять участие в чемпионате России по пилотажному спорту 19 августа этого года – в канун Дня Воздушного флота России. Об этом корреспонденту «Фонтанки» сообщили в «Невском аэроклубе». Однако теперь у клуба другие заботы – предстоит выяснить причину авиакатастрофы. Этим же будет заниматься прокуратура – по факту трагедии возбуждено уголовное дело.
Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в ГУ МЧС по Ленинградской области, авиакатастрофа произошла вчера около 16.25 в 300-х метрах от поселка Ковалево Всеволожского района и 700-х метрах от взлетно-посадочной полосы аэродрома «Ржевка». При этом самолет, по предварительным данным МЧС, упал с высоты примерно 350 метров. В результате варии погиб 40-летний пилот Денис Веселов, другой пилот – 40-летний Олег Золотухин с ожогами и переломами был госпитализирован в НИИ Скорой помощи имени Джанелидзе. На месте авиакатастрофы возник небольшой пожар на площади 10 квадратных метров, который был ликвидирован прибывшими пожарными.
На месте аварии уже вчера работали представители Ленинград-Финляндской транспортной прокуратуры. По факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по части 2-й статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека). Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в прокуратуре, пока говорить о причинах аварии рано. Ответ на вопрос, что случилось, должны дать экспертизы, которые будут назначены в рамках расследования дела. Прокуратуре предстоит выяснить, с какой целью производился полет – то ли для совершения прыжка с парашютом, то ли для отработки элементов пилотирования.
По данным прокуратуры, самолет рухнул после 8 минут полета. По свидетельству очевидцев, перед падением они наблюдали фигуры пилотажа (хотя нельзя исключить и того, что в этот момент самолет стал неуправляемым из-за технических неполадок). При этом исполнять пилотажные фигуры разрешается на высоте не менее тысячи метров, упавший самолет находился гораздо ниже, – по некоторым данным, подняться выше мешала облачность. Пока в прокуратуре даже не называют точной причины смерти одного из пилотов – погиб ли он от травм, полученных при падении самолета, или задохнулся от угарного газа, когда тот загорелся, будет установлено также экспертизой. Получить ответы на ряд вопросов в прокуратуре надеются, когда основному пилоту самолета Олегу Золотухину станет лучше.
О самом самолете в «Невском аэроклубе» говорят, что он прошел необходимую предполетную подготовку и осмотр, а в 2004 году - капремонт и модернизацию. Но и пилоты были весьма опытными... По мнению летчиков «Невского аэроклуба», никаких фигур пилотажа не было и быть не могло: «на такой высоте выполнять их не придет в голову и новичку, а в кабине сидели очень опытные пилоты». Скорее всего, это был срыв в плоский штопор (когда самолет продолжает горизонтальный полет, бешено вращаясь вокруг центральной точки фюзеляжа), перешедший в штопор обыкновенный (когда самолет летит вертикально к земле). Такое, по словам коллег-пилотов, с самолетами «Як-52», прозванные летчиками ««Жигули» с крыльями», случается сплошь и рядом, и нештатной ситуацией не является: «скорее всего, чтобы выйти из штопора ребятам не хватило какого-то десятка метров».
Для «Невского аэроклуба» это уже не первая потеря. 20 июля 2002 года в районе поселка Ковалево упал и разбился одноместный учебно-тренировочный самолет «Як-55». В результате аварии погиб пилот самолета, директор «Невского аэроклуба» Николай Марков. В качестве предварительной версии называлась техническая неисправность самолета - при выполнении летчиком пилотажных фигур машина потеряла управление. Пытаясь спастись, Николай Марков выпрыгнул из самолета с парашютом с высоты примерно 100 метров, однако этого расстояния оказалось недостаточно для полного раскрытия купола парашюта. В результате, при ударе о землю пилот получил травмы не совместимые с жизнью.
21 мая 2003 года на аэродроме «Ржевка» потерпел крушение учебно-транспортный одномоторный самолет. Он упал при наборе высоты в 100 метрах от взлетно-посадочной полосы. Основной причиной катастрофы считался отказ двигателя самолета на высоте в 60 метров. При падении самолета погиб 12-летний подросток, а 55-летний инструктор был доставлен в больницу со множественными переломами и черепно-мозговой травмой. По факту аварии было возбуждено уголовное дело, которое было прекращено в суде за примирением сторон – мать погибшего мальчика не захотела, чтобы жизнь инструктора была сломана, он и так пережил драму, потеряв ученика.
Светлана Борисова,
Павел Горошков,
фото Валентина Илюшина,
Фонтанка.ру