Прецедент в арбитражном суде: собственник здания не может демонтировать размещенную на фасаде незаконную наружную рекламу.
Конфликт возник между турфирмой «Аэлита» и ООО «Бизнес-Центры Управляющая Компания» – доверительным управляющим недвижимости – дома 38 по набережной Фонтанки (второй дом от Аничкова моста). Не спросив согласия собственника, турфирма разместила рекламный щит на фасаде здания. Договор был заключен только с ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР).
Предприятие выдавало разрешения от имени города на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга, которое в настоящий момент признаны незаконным. Кроме того, типовой договор ГЦРР обязывает рекламораспространителя получить согласие от всех собственников недвижимости, на котором размещается щит. Но никто собственников дома на Фонтанке спрашивать не счел нужным.
Управляющая компания предложила турфирме демонтировать щит – по закону размещать рекламу можно только по договору с собственником, а не с ГУП. Поскольку письмо законного владельца «Аэлита» игнорировала, «бизнес-центры» сняли щит своими силами – Гражданский кодекс РФ допускает принятие мер самозащиты нарушенных прав.
Владелец незаконного щита потребовал взыскания нанесенного ущерба – стоимости демонтированного щита, оцененного почти в 7 миллионов рублей. Суд счел действия собственника неправомерными. Арбитраж указал, что он мог оспаривать законность договора с ГЦРР, но не демонтировать рекламу.
С 1 июля вступил в силу новый Федеральный закон «О рекламе», который предусматривает также судебный порядок демонтажа рекламы. Правда в законе Санкт-Петербурга прописано еще и право собственника на самозащиту, но только если этим собственником является город.