Взрыв на Черкизовском рынке в Москве, причиной которого явился либо теракт, либо криминальные разборки, не вызвал особой реакции у петербургских властей. По крайней мере, специальные мероприятия по усилению мер безопасности на петербургских рынках проводиться не будут. Об этом корреспонденту Фонтанки» сообщили сразу несколько источников в Смольном. Тем не менее, московский взрыв рикошетом все-таки задел северную столицу: в числе пострадавших оказались и две петербурженки.
«Мне ничего неизвестно о распоряжениях, предписывающих усилить меры безопасности, – заявил Алексей Куракин, помощник курирующего блок безопасности вице-губернатора Тихонова. – Скорее всего, в Москве была обычная криминальная разборка, нет причин называть произошедшее терактом».
Будьте бдительны
Пока окончательных данных о том, какова причина трагедии, нет. Взрыв, в результате которого погибли 10 человек, включая двоих детей, и около 40 были госпитализированы, по масштабу вполне можно сравнить с терактом. В МЧС России констатируют, что, по предварительным данным, на рынке сработало самодельное безоболочное взрывное устройство. Как заявил прибывший на место происшествия первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин, «это было сделано умышленно».
Вместе с тем, управление потребительского рынка все же направило телефонограммы в адрес руководителей всех городских рынков с призывом быть бдительней. Об этом корреспонденту «Фонтанки» сообщил его глава Николай Архипов. По словам Архипова, принимать какие-либо особые меры и создавать специальную комиссию нет нужды, так как одна такая комиссия под председательством вице-губернатора Тихонова уже работает в городе. Ее создали сразу после обрушения крыши столичного Басманного рынка.
«Было очень страшно»
Точных списков погибших и пострадавших при взрыве пока нет. Если они и появятся, то уже ближе к ночи – так говорят в МЧС и ГУВД Москвы. Однако известно, что как минимум две петербурженки оказались в центре трагических событий. Информация о них поступила на телеканал «Вести-Санкт-Петербург» от знакомых пострадавших. «Фонтанке» при помощи коллег также удалось связаться с одной из женщин.
Как рассказала нашему корреспонденту Людмила Сыроваткина, она и ее сестра Татьяна Афанасьева приехали в Москву на один день (Татьяна связана с рыночным бизнесом, а Людмила ей помогает). 21 августа в 15.30 сестры должны были сесть в поезд и уже завтра быть в Петербурге. В момент взрыва они находились на рынке.
– Было очень страшно, – говорит Людмила, – все произошло в один момент. Сильнейший взрыв, ужасная взрывная волна. Я сидела на коробках лицом внутрь помещения, меня развернуло и отбросило на несколько метров. Голова болит до сих пор. От шока не отойти.
Татьяна Афанасьева была ранена в ногу – с рваной раной ее госпитализировали в больницу имени Баумана.
– Я довела Татьяну до выхода, где нас подхватили другие люди и подвели к «скорым». Этого не забыть никогда – такое месиво, множество погибших и пострадавших, среди них дети, – продолжает Людмила.
Когда женщины немного пришли в себя, то сразу же сообщили родне, что они живы. Но в Москве им придется задержаться еще на несколько дней. Татьяну выпишут не раньше конца недели.
Защита рынков – дело предпринимателей
Петербургские власти, услышав об очередном происшествии в столице, не спешат сеять панику – ведь до сих пор в северной столице ничего подобного не происходило. Пока местные чиновники пребывают в уверенности, что в Петербурге ничего подобного и не может случиться.
«Наши рынки сформированы совершенно отлично от московских, - считает Николай Архипов, начальник управления потребительского рынка КЭРППиТ. - У нас охраной рынков занимается управляющая компания, которая нанимает охранную фирму. Управляющая компания контролирует работу как вневедомственной, так и внутренней охраны. В Москве нет единой охраны, там все раздроблено, одна охрана сидит в кафе, другая где-то еще. Поскольку у нас все централизованно, то и ответственность выше».
Между тем, и торговцы, и милиционеры сходятся во мнении, что при «большом желании» пронести на рынок опасное для людей вещество и бомбу можно. Отследить всех подозрительных людей ни служба безопасности, ни милиция не в состоянии, а на то, чтобы устанавливать на входе в торговое учреждение рамку-металлоискатель, мода еще не пришла.
Не секрет, что в основном обеспечением порядка на рынках занимаются частные охранные предприятия, организованные специально под эти цели. В частности такие ЧОПы есть на рынке «Юнона», на Полюсторвском, Торжсковском, Охтинском рынках и на рынке в Кронштадте.
На большинстве петербургских крытых рынков существует и система видеонаблюдения. Камеры, в основном, выставляются в зале, по периметру рынка и на официальной стоянке. Изображения с них поступают в специальную комнату, где за происходящим в зале следит особо обученный человек, числящийся все в том же ЧОПе.
Все вышеописанные меры безопасности осуществляются на средства владельцев рынков, ведь помощи от города, чаще всего, ждать не приходится. Оно и понято, недокомплект патрульно-постовой службы, пути патрулирования которой всегда должны лежать через рынок (если он, конечно, находится, на подведомственной территории), не позволяет сотрудникам милиции в полном объеме отслеживать ситуацию. Так, на рынке «Юнона» в Красносельском районе сотрудников ППС чаще можно увидеть в выходные дни, когда на рынке столпотворение. Да и то на обеспечение порядка у милиционеров нет возможности кинуть большие силы. Вот и получается, что защита рынков – дело рук самих рынков.
Надежда Зайцева,
Татьяна Востроилова,
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру