В ночь со среды на четверг на атомной субмарине "Даниил Московский" произошло ЧП: возгорание в электромеханическом отсеке, где расположен пульт управления реактором. Матроса и мичмана, тушивших пожар, вытащили живыми - они умерли от отравления угарным газом в ожидании помощи. Жертв - две. Только две.
В результате возгорания в отсеке атомной подводной лодки «Даниил Московский» погибли двое – 35-летний мичман Рафим Шибанов и 28-летний матрос-контрактник Игорь Этюев. У обоих остались жены и дочери. Матрос, который участвовал в эвакуации сослуживцев из задымленного отсека, также пострадал и находится в госпитале. Задохнувшихся моряков вытащили живыми, но эвакуировать уже не успели.
Лодка находилась в плановом походе. Возгорание произошло вечером в среду, когда она стояла на рейде севернее полуострова Рыбачий. Экипаж субмарины составлял 102 человека. Как сообщили в Службе информации и общественных связей Северного флота, пожар на лодке возник в электромеханическом отсеке (где находится главный распределительный щит и пульт управления реактором), и был потушен около 24:00. Аварийная защита ядерно-энергетической установки подлодки сработала, угрозы ядерного заражения не было, уверяет командование, - даже сопредельные государства оповещать не стали. Реактор заглушили, а лодку отбуксировали в надводном положении на базу атомных субмарин Северного флота Видяево. Среди версий ЧП главком ВМФ Владимир Масорин назвал основную - короткое замыкание на электрощите электромеханического отсека, вызвавшее возгорание.
Аварии на подводных лодках в России происходят с пугающей частотой. Только за период с 1992 по 2005 год зафиксировано 8 аварий и катастроф, включая гибель «Курска» и К-159. И профессионалы подводного дела видят это вполне закономерным следствием общего состояния подводного флота России.
- Меня частота аварий и трагических событий на подводных лодках нисколько не удивляет. Наоборот, я бы ожидал и худшей статистики – с учетом того, какие лодки ходят у нас в море и несут боевую службу, – говорит председатель петербургского клуба моряков-подводников, капитан 1 ранга в запасе Игорь Курдин.
АПЛ «Даниил Московский» (проект 671РТМК) была спущена на воду 16 лет назад. Как заявил на пресс-конференции главком Масорин, субмарина давно не проходила ремонт, однако «срок эксплуатации был продлен в соответствии с установленной процедурой». Согласно правилам, после 5-7 лет работы (так называемый межремонтный срок) полагается два года ремонта, включая замену всех изношенных и неисправных частей. Фактически от лодки остается только корпус. Но «Даниил Московский» просрочил плановый ремонт.
Проект 671РТМК (разрабатывался в петербургском конструкторском бюро «Малахит») для своего времени специалисты называли удачным, но уже к концу 90-х годов он морально устарел. «Я надеюсь, что в результате расследования выяснится, кто конкретно признал лодку пригодной к боевой службе при возрасте 16 лет», - отметил Курдин в беседе с корреспондентом «Фонтанки».
По его словам, действия экипажа вызывают много вопросов. К примеру, режим борьбы за живучесть (правила, жестко регламентирующие поведение команды в аварийных ситуациях – они буквальном смысле написаны кровью) категорически запрещают покидать горящий отсек, его необходимо загерметизировать и подать сигнал аварийной тревоги. Кроме того, у всех членов экипажа постоянно должно быть при себе портативное дыхательное устройство, позволяющее продержаться 20 минут. Даже когда подводник спит, оно должно находиться у изголовья койки, все же остальное время висеть на поясе. Тот факт, что мичман и матрос не смогли ими воспользоваться, говорит о нарушении режима.
Игорь Курдин 7 лет командовал АПЛ. По его словам, за это время случались аварии, в том числе возгорания, но жертв не было – потому что РБЖ капитан ставил на первое место. «Вместо всяких концертов самодеятельности мы устраивали конкурсы на знание РБЖ, три года подряд по этому показателю лодка была лучшей в Северном флоте», - рассказывает он. И добавляет, что к остальным правилам тогда подходили серьезней, чем сейчас.
«У нас на флоте мало думают о людях. Лодки выходят в море неподготовленные должным образом, все время что-то неисправно», - заявила корреспонденту «Фонтанки» Людмила Андреева, сын которой погиб при транспортировке лодки К-159 в 2003 году. Тогда причиной гибели людей назвали халатность руководства и нарушение правил. Суд приговорил командующего Северным флотом Геннадия Сучкова к четырем годам условно с испытательным сроком два года.
Как сообщает Newsru.com, военная прокуратура Северного флота по факту ЧП возбудила уголовное дело по статье 352 УК РФ ("Нарушение правил кораблевождения"). Хочется верить, что вместо стандартной процедуры «поиск виноватых - наказание невиновных - награждение непричастных» будут приняты меры по наведению порядка. И печальная статистика жертв на субмаринах когда-нибудь пойдет на спад.
СПРАВКА: аварии на атомных подводных лодках с 1992 по 2006 год
- 29 мая 1992 года - взрыв электрокомпрессора на АПЛ Северного флота. Погиб один человек, ранено пятеро.
- 30 мая 1997 года в Авачинской бухте Петропавловска-Камчатского затонула атомная подводная лодка 2-й Камчатской флотилии. Лодка поднята на поверхность.
- 26 января 1998 года произошла авария системы охлаждения на АПЛ "Томск". Произошла утечка аммиака и азота, шесть членов экипажа погибли.
- 12 августа 2000 года катастрофу в Баренцевом море потерпела АПЛ «Курск». Все 118 членов экипажа погибли.
- 30 августа 2003 года в Баренцевом море при транспортировке на утилизацию затонула АПЛ Северного флота "К-159". 9 из 10 членов экипажа погибли.
- 14 ноября 2004 года во время проведения плановых работ произошел взрыв на атомной подводной лодке в Камчатской области. В результате взрыва цистерн системы подачи сжатого воздуха погиб один член экипажа.
- 1 августа 2005 года в Северодвинске на оборонной верфи "Звездочка" во время газосварочных работ произошел пожар на утилизируемой АПЛ. Погиб один человек.
- 26 июля 2006 года на атомной подлодке Северного флота РФ произошла утечка радиоактивной воды из контура охлаждения атомного реактора. По сообщениям штаба ВМФ, радиационный фон в районе нахождения подлодки остался в норме.
Павел Викторов,
Фонтанка.ру