Рейдерские атаки стали такой же частью жизни нынешнего большого и среднего бизнеса, какой в 1990-е были рэкет и крышевание. Большие и маленькие предприятия захватывались в таком количестве, простые и сложные схемы захватов представлены общественности в таком разнообразии, что для разговора об очередной попытке завладения еще одним предприятием уже впору заводить рубрику сродни сводки происшествий. В сегодняшней истории о рейдерской атаке на завод металлоконструкций (ЗМК) фигурирует весь классический набор рейдера: «исправления» в базах данных государственных регистрирующих органов, фальшивые документы... Искушенный в схемах неправедного приобретения чужого имущества читатель, пожалуй, может удивиться лишь одному обстоятельству: завод пытался присвоить человек, которого считают... давно мертвым.
Хорошо сработали?
Эта «мертвая душа», Александр Наумов, точнее, вполне живой человек, представляющийся этим именем, пришел 21 апреля 2006-го года в одну из нотариальных контор Петроградской стороны и, предъявив паспорт на это имя, попросил заверить заявление о внесении изменений в единый госреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). И нотариус Людмила Иванова, не обратив внимания на то, что паспорт уже 5 лет как просроченный, ни на то, что форма заявления не соответствует статусу, ни на отсутствие печати юридического лица, документ заверила. Разумеется, теперь она объясняет это просто своей невнимательностью. А живой человек с паспортом на имя якобы умершего принес нотариально заверенное заявление в налоговую инспекцию N15, где один из сотрудников внес «мертвую душу» в строки, где раньше значились фамилии директоров и учредителей ООО «Наука, Производство, Торговля, Бизнес» («НПТБ») и ООО «ЗМК-МеталлСервисЦентр» - двух дочерних предприятий завода Металлоконструкций. По некоторым данным, при учреждении «НПТБ» в качестве уставного капитала были переведены 70 процентов акций всей группы компаний ЗМК, а на балансе «МеталлСервисЦентра» находилась заводская недвижимость.
Теперь, спустя полгода после этого события, заместитель генерального директора по безопасности группы компаний ЗАО «ЗМК» Александр Цветков говорит, что попытка захвата предприятий провалилась, в том числе, и в результате действий службы безопасности завода. Что, к тому времени, когда в начале августа 2006-го года начальник 15-й налоговой инспекции Сергей Маркевич сообщил руководству ЗМК об изменениях в госреестре и предложил заявить о рейдерской атаке, чтобы по заявлению начать проверку, реестр акционеров уже давно находился в некоем «самом надежном месте». И, наконец, что именно заводские «безопасники», с целью «дезинформации возможных рейдеров по объекту атаки», пустили в бизнес-сообщество «не соответствующий действительности» слух о переводе в уставной капитал «НПТБ» 70 процентов акций завода, а на баланс «МеталлСервисЦентра» - части заводской недвижимости.
Едва узнав об атаке, СБ завода сделала все для спасения предприятия. В тот же день во все регистрирующие государственные органы были разосланы письма с информацией о том, что никаких изменений в составах учредителей или в советах директоров предприятий не происходило, а лицо, заявленное в качестве нового директора и учредителя обеих фирм, таковым не является. В правоохранительные органы были направлены заявления о возбуждении уголовного дела по факту покушения на мошенничество в особо крупных размерах. А в начале осени измененные данные об учредителях и директорах предприятий в электронной версии УГРЮЛ, наконец, удалось сменить на исходные. С 26 сентября директором «НПТБ» стал вполне живой человек Александр Грингоф, бывший прежде на этой должности. А Александр Наумов занял свое место в материалах проверок, начатых разными правоохранительными органами. К тому времени эти органы уже знали и о его судимости за «тяжкие телесные» при жизни, и о многочисленных «административках» за пьяные дебоши, и о том, что он уже много месяцев не появляется по месту жительства. А также о том, что в его просроченном паспорте, предъявленном нотариусу и налоговикам, была, говорят, совсем не его фотография.
Или просто повезло?
Чтобы совсем вычеркнуть теперь уже просто неприятный штрих из истории предприятия, руководство ЗМК обратилось в Арбитражный суд с иском о признании недействительным решения МИФНС N15 о внесении изменений в указанные документы. Тем не менее, четыре месяца и одну неделю – с 21 апреля по 26 сентября – человек с просроченным паспортом на имя Александра Наумова де юре был генеральным директором «НПТБ». И до 14 августа на самом предприятии об этом не знали. Что за это время могли сделать с зарегистрированным на «своего» предприятием стратегически мыслящие мошенники – можно судить по тому, что они делали с другими большими и малыми предприятиями.
Вспомним хотя бы о том, что именно в апреле 2006-го года и именно в 15-й налоговой инспекции сотрудники 1 отдела 7-го ОРЧ УБЭП задержали двоих ранее судимых субъектов, пытавшихся получить регистрационные документы Петербургского нефтяного терминала. И что уже через несколько дней в той же инспекции сотрудники УБЭП задержали другую подобную группу граждан, получавших документы на другую фирму - владельца сети домов быта в Петербурге. И что еще день спустя там же были задержаны любопытствовавшие реестровыми записями о Кондитерской фабрике имени Крупской. И что в середине апреля неизвестные попытались (правда, неудачно) получить копии учредительных документов ОАО «Мезон». А другие интересовались в инспекции и информацией об ООО «Спортсервис», а другие – ООО «Белые ночи», и ООО «Услуга».
Другими словами, визит «мертвой души» пришелся на самый пик рейдерской активности. Мошенники настолько обнаглели в своей безнаказанности, настолько были уверенны в безотказности как нотариальной, так и налоговой и других звеньев в своей обманной цепочке, что не озаботились даже найти обычного живого человека с нормальным, хотя бы не просроченным паспортом! Ведь стоило только «не ошибиться» нотариусу Ивановой, и все. Значит – «мертвый-живой» псевдо-Наумов был уверен, что Иванова ошибется. И что сотрудник 15-й налоговой – ошибется. И следующим шагом таинственных незнакомцев должно было быть обращение в управление регистрационной службы и окончательное переоформление предприятия на «новых владельцев». А потом – судебное решение и, наконец, визит «новых хозяев» на предприятие в сопровождении группы крепких вооруженных парней и судебного пристава.
Похоже – повезло...
Да, похоже. Как повезло почти сотне других фирм и фирмочек всевозможных форм собственности, активы которых (в общей сложности несколько миллионов долларов) остались у своих хозяев. 20-21 июня в Петербурге сотрудники прокуратуры города, УБЭП и УБОП ГУВД с участием СОБРа и других силовых подразделений провели около 60-ти обысков. Побывали силовики и в межрайонной налоговой инспекции N15, где были задержаны тамошние сотрудники Кумище, Ищенко и Гонжова (первый был выпущен под подписку). Предполагается, что именно их действиями (по некоторым данным, обходившимися клиентам по 400 долларов за одну «ошибку») вносились упомянутые и неупомянутые здесь изменения в электронную базу ЕГРЮЛ. В поле зрения органов попали авторитетные тамбовские предприниматели Бадри Шенгелия, Вячеслав Дроков и Андрей Леухин, имена которых за последний год не раз фигурировали в публикациях, посвященных захватам предприятий.
В таких условиях немудрено, что никто не спешил предъявлять свои обретенные тихой сапой юридические «права» ни на «НПТБ», ни на «МеталлСервисЦентр»: у людей были другие проблемы. Однако арбитражный процесс по признанию незаконными апрельских реестровых исправлений еще не закончился (следующее заседание назначено на 20 ноября). Вопрос о возбуждении уголовного дела по факту покушения на активы ЗМК тоже решается уже больше двух месяцев (вместо максимум десяти дней, декларируемых УПК). Материалы проверки в МИФНС N15 ожидаются в 1 отделе 7-го ОРЧ УБЭП ГУВД к 16-му октября, после чего дело обещают возбудить. А пока «мертвый» человек де-юре может называться и бывшим директором и бывшим учредителем предприятий. И даже, чего доброго, заявить свои «утраченные» права.
Так выглядит Александр Наумов:
А так выглядит человек, предъявляющий паспорт на имя Наумова:
Павел Горошков,
Фонтанка.ру