Модели трамваев мира теперь можно увидеть в музее железнодорожного транспорта на Садовой. О нынешнем дне питерского трамвая, которому в этом году исполнится 100 лет, об итогах года минувшего и планах на будущее – в интервью директора ГУП «Горэлектротранс» Александра Александрова, которое он дал «Фонтанке» накануне нового года.
Модели трамваев мира с сегодняшнего дня можно увидеть в музее железнодорожного транспорта на Садовой. Московский коллекционер представил свое «собрание» петербургскому зрителю. О нынешнем дне питерского трамвая, которому в этом году исполнится ни много ни мало 100 лет, об итогах года минувшего и планах на будущее –
в эксклюзивном интервью директора ГУП «Горэлектротранс» Александра Александрова, которое он дал «Фонтанке» накануне нового года.
-Александр Николаевич, сто лет трамваю – это много или мало?
-Я считаю, это много. Треть из трехсотлетней истории нашего города. Подумайте, первые трамваи пошли по Петербургу в самом начале прошлого века, люди еще на лошадях ездили по улицам. Трамвайное столетие - своего рода отражение бурного двадцатого века. И что бы ни происходило, наши вагоны всегда приходили на помощь горожанам, за исключением разве блокады, но и в то сложное время, как только появилась возможность, движение было возобновлено.
-Многие говорят, что трамвай – машина прошлого, что этот транспорт устарел.
-Давайте уточним, устарело что? Те трамваи, что открывали движение сто лет назад, конечно, устарели, как и более поздние модификации, те же «американки» и «аквариумы». Сегодня мы приобретаем современную технику, с совершенно другим уровнем комфорта и системой управления, у новых трамваев начинка электронная, и даже бортовой компьютер есть, как в иномарке. Но и традиции наши бережем: мы намерены возродить цветные маршрутные огни, раньше по сочетанию двух цветов было очень удобно определить номер маршрута. Вообще же я хотел бы всех читателей пригласить в наш музей на Васильевском острове, теперь он открыт для посещения каждую вторую и четвертую субботу месяца. Там можно увидеть, как изменились вагоны за сто лет. К слову, и в мире-то трамвай не считают устаревшим. Последний пример – в середине декабря в Париже открыли уже третью по счету линию.
-Но ведь там и трамвай другой. У нас он медленный, неповоротливый, и пассажиров мало возит.
-Не соглашусь с Вами. На самом деле количество перевезенных электротранспортом пассажиров на протяжении последних лет остается неизменным: объем перевозок трамваем и троллейбусом не уменьшается: 475 миллионов пассажиров в год. Стабильным остается и количество проездных карточек на трамвай и троллейбус, что свидетельствует о постоянстве пассажиропотоков. Что же касается низких скоростей движения, то здесь многое зависит от дорожной ситуации. Посмотрите, как часто бывает: одна машина, везущая 2-3 человек, не дает проехать трамваю, в котором сотня пассажиров. В мире трамвайные пути стараются отделить от дороги, и в этом есть смысл.
-Но и сами пути находятся в плохом состоянии…
-Так мы их ремонтируем! Недоремонт в прошедшие годы был просто огромный. В 2006 мы привели в порядок рельсы на Кузнечном и Свечном, так там ремонт в последний раз делали больше тридцати лет назад! Вообще прошедший год был для нас рекордным: около миллиарда рублей потрачено на ремонт, более тридцати километров удалось привести в порядок, по новейшей технологии отремонтировано 25 переездов. В числе адресов и Московский проспект, и Бухарестская улица, и многие другие линии. Сняты ограничения скорости на ряде важных магистралей, это значит, что трамваи там будут ходить быстрее.
-А как же линия ускоренного трамвая?
-Будет. Важно ведь не просто отремонтировать пути, надо, чтобы трамвай не задерживался на светофорах. Сейчас на проспекте Просвещения – там будет первая ускоренная линия - начат монтаж такой системы. К юбилею трамвая – в сентябре - там пойдет маршрут №100. Он станет не только юбилейным, но и первым ускоренным.
-А что еще будет сделано к этой дате?
-Событий много. Мы считаем, что юбилейный год уже начался, начался юбилеем троллейбуса. Готовится книга о петербургском трамвае, мы обязательно отметим день памяти блокадных трамвайщиков 15 апреля. Кульминацией этой череды событий станет парад трамваев по городу в день столетия – 29 сентября. Повторюсь, в нашем музее собраны практически все образцы.
-Как бы Вы определили значение государственного предприятия «Горэлектротранс»?
-Государственные предприятия транспортной отрасли – это своего рода гарантия, что жизнеобеспечение мегаполиса не будет нарушено. Как показывает мировая практика, отсутствие таковых приводит к тому, что частные фирмы начинают диктовать свои условия. Ну а электрический транспорт – еще и экологически чистый. Не зря же во всем мире к нему сейчас возвращаются. У нас ситуация несколько иная, мы вынуждены конкурировать с маршрутками, которые ездят по трассам трамваев и троллейбусов, еще и цены снижают, а потом требуют от города дополнительных дотаций. Но порядок в городе наводится, и мы убеждены, что у трамвая и троллейбуса в Петербурге большое будущее.
Беседовала Наталья Иванова