Смольный отказался от идеи выделить в этом году 500 миллионов рублей из горбюджета на создание собственного парка самолетов и вертолетов. Однако израсходованный годом раньше на те же цели миллиард уже не вернешь. ОАО «Спецуслуги», получившее эти внушительные средства, оказалось весьма таинственной компанией.
В реестрах удалось обнаружить следы этого предприятия, учрежденного КУГИ в 2000 году. Судя по тем же документам, три года спустя хозяином предприятия стало ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Несложный поиск дал еще несколько предприятий со схожими названиями. Например, ГУП «Спецуслуги» и ООО «Спецуслуги+». Судя по всему, все они располагаются по одному адресу на Введенской улице.
Топ-менеджеры «Водоканала», к которым мы обратились за комментариями, были смущены вопросом о своей причастности к авиации. Сперва там вовсе отрицали, что знают о такой компании. Затем, на условиях анонимности с трудом вспомнили, что действительно, несколько лет назад по просьбе КУГИ стали учредителями «Спецуслуг» - небольшой фирмы, на балансе которой значилось несколько туалетов. Еще больше удивились, узнав, что в прошлом году получили миллиард рублей на развитие авиаперевозок, а сейчас могут рассчитывать еще на 500 миллионов.
Мы со своей стороны предположили, что ничего странного не произошло, ведь туалеты есть не только на земле, но и в воздухе. В «Водоканале» обещали проверить эту версию. Долго совещались и наконец радостно сообщили, что с прошлой осени больше не имеют никакого отношения к «Спецуслугам», потому что продали компанию тому же КУГИ. Сумма сделки осталась загадкой.
Доподлинно известно лишь, что в октябре 2006 года в устав компании были вписаны новые виды деятельности: работа воздушного транспорта, не подчиняющегося расписанию, аренда воздушного транспорта с экипажем, наземное обслуживание воздушных судов и эксплуатация взлетно-посадочных полос. То есть фирма, которую мы обнаружили, действительно имеет отношение к планам по организации неких воздушных перевозок.
О том, что на бюджетные деньги создается авиапарк для неких бизнес-переговоров, случайно стало известно в ходе обсуждения изменений в бюджет на 2007 год. В казне опять нашлись лишние деньги, и правительство города представило депутатам Законодательного собрания предложения по расходованию образовавшихся 20 миллиардов. Тогда некоторые особо ушлые обратили внимание на 500 миллионов, предназначавшихся для уставного капитала некого ОАО «Спецуслуги». Вице-губернатор Михаил Осеевский вынужден был пояснить, что компания займется формированием эскадрильи, без которой в Петербург не завлечь желанных инвесторов. Потому что для акул бизнеса и чиновников, ведущих с ними трудные переговоры, время – деньги. Самолеты и вертолеты обеспечат быстрое и комфортное перемещение переговорщиков.
Попутно выяснилось, что по дополнительной росписи прошлогоднего бюджета «Спецуслуги» получили целый миллиард.
Параметры будущего авиапарка, со слов чиновников, остались туманны: 1-2 самолета и 1-2 вертолета. Что это будут за машины, как и кто их будет использовать, получены ли необходимые разрешения (а это длительные и сложные процедуры) – ответов на эти и другие вопросы не последовало. Равно как и разъяснений, зачем потребовалась такая хитрая схема для реализации этой затеи. Ее целесообразность мы оставим за скобками, хотя можем предположить, что серьезные инвесторы летают на собственных самолетах, а чиновникам, в случае крайней необходимости, можно воспользоваться чартером, сэкономив огромные затраты на эксплуатацию авиапарка. Поэтому наш звонок получателю бюджетных средств был вполне оправдан. Диалог со снявшей трубку барышней достоин, что бы его процитировать почти без купюр.
- Это ОАО «Спецуслуги»?
- Да
- А с кем можно переговорить из руководства?
- Ни с кем.
- То есть?
- А что вы хотите?
- Получить ответы на несколько вопросов для газеты.
- Нет, мы не отвечаем для газеты.
- Почему, если не секрет?
- Просто не отвечаем, мы же не обязаны указывать причины.
- Тогда можно узнать, кто является руководителем вашей организации. Ведь в этом нет коммерческой тайны.
- В каком смысле руководителем?
- В смысле директором.
- Директор? У нас есть директор, да.
- Как его зовут?
- Я не располагаю такой информацией.
- А кто вы?
- Просто я сижу и отвечаю по этому телефону.
- А руководство-то бывает по этому телефону?
- Нет, не бывает.
- А адрес вашей организации для официальной переписки можно узнать.
- Адрес можно узнать из справочника.
- Но вы-то его знаете.
- Даже если знаю, все равно рекомендую узнать из справочника. Я не уполномочена давать такую информацию.
- А на что уполномочены?
- Чтобы знать, какие звонки поступают.
Еще раз отметим, что речь идет о компании, получившей миллиард наших с вами денег.
В минувший четверг на заседании бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания обсуждались поправки ко второму чтению проекта Закона о корректировке бюджета. В поправке, представленной губернатором Валентиной Матвиенко, не оказалось строки с расходами на формирование уставного капитала ОАО "Спецуслуги".
Председатель БФК Владимир Барканов сообщил нам, что 500 миллионов рублей будут распределены по районам на ремонт жилого фонда. Что касается прошлогоднего миллиарда – он освоен в полном объеме. По имеющимся данным на эту сумму выпущены акции ОАО. Сколько сегодня стоят эти ценные бумаги? Почему-то они кажутся легче воздуха.
Александр Горшков
Ранее по теме:
Авипарк закрытого типа
Поделиться