Избрание первого уполномоченного по правам человека в Петербурге осудили, причем еще до избрания. После оглашения результатов голосования в кулуарах его звучно окрестили «УППЧ-1». А виноватыми во всем оказались коммунисты и вице-губернатор Виктор Лобко.
Девятая попытка избрания омбудсмена на 10-ый год со времени создания закона об уполномоченном оказалась успешной. Но 6 кандидатов превратили процедуру избрания в балаган и опустились до оскорблений друг друга.
Наталья Евдокимова изложила свое видение того, каким должен быть уполномоченный. Во-первых, независимым от органов власти и иметь собственное мнение, у него должен быть опыт правозащитной деятельности и высокие морально-нравственные качества. Исходя из этого, Евдокимова призывала депутатов не голосовать за кандидатов по принципу «плохонький, но свой»:
- Сложилась странная ситуация. Один кандидат выдвинут «Единой Россией», другой – губернатором. Глава города проявила мудрость и волю, предложив на эту должность известного правозащитника Юлия Рыбакова. Но затем продолжилась «работа» одного из вице-губернаторов…
Договорить Евдокимовой не дал Тюльпанов, напомнивший о регламенте. Но всем было ясно, о ком и о чем идет речь – о кандидате Михайлове, о вице-губернаторе Викторе Лобко и о переговорах с фракцией КПРФ. Расшифровал позицию Евдокимовой Юлий Рыбаков. Правозащитник, не стесненный обязательствами ни перед кем, говорил все, что думает: о том, что вопрос с избранием уполномоченного уже решен, о том, что Виктор Лобко плетет свои интриги, о том, что ни одна фракция не пригласила его для беседы. Под конец, заявив, что дискредитировать такой пост, как уполномоченный по правам человека нельзя, заявил, что «выбирать нужно не тех, кто стремится полизать кому-то задницу»(цитата).
Сам Михайлов призвал вспомнить о том, что уполномоченный в первую очередь – лицо, замещающее госдолжность, работающее в государственном органе. И не будет бесплатным адвокатом для всех желающих. Омбудсмен, по его мнению, должен анализировать результаты деятельности всех трех ветвей власти с точки зрения граждан, выявлять частные случаи или систематические нарушения прав человека и в этом ключе решать проблемы. «Мало быть просто несогласным. Сила уполномоченного в его доступности всем уровням власти, и первый омбудсмен будет скорее технологичным. Он должен выстроить систему и аппарат», - заявил он.
-А могу ли я вам отправить папочку? – тут же спросил Алексей Ковалев, обратившись к пока еще кандидату с первой просьбой о нарушении прав и свобод граждан при проведении пикетов около Смольного и ЗакСа.
Остальные кандидаты изрядно повеселили публику. «Король скандалов» Рудольф Каграманов поругал депутатов за то, что при входе в зал с него сняли шапку, поговорил о том, что народу не хватает квартир, пообещал, что бюрократы вымрут, прочитал стихотворение: «Мы не рабы, рабы не мы..». С криком «Бей врага, спасай Россию!» он объявил в стране чрезвычайное сексуальное положение и выступил с конструктивными предложениями по решению демографической ситуации:
-Львы каменные бесполые стоят. Фаллосы вернуть назад, скульпторов арестовать…Я буду работать за вас всех…Жалобы надо переводить в товар и проводить по ним аукционы…, - скороговоркой, перескакивая с темы на тему, говорил он.
Еще один, но уже молодой «клоун» депутатов не повеселил, а разозлил. Павел Смоляк из молодежного «Яблока», заявив, что омбудсмен - не место для трудоустройства бывших депутатов, пообещал, что он на этой должности готов «не стучаться, а проламывать ногой» нужные двери. Обвинил власть во всех смертных грехах, милицию – в том, что ее боятся и обходят стороной, а депутатов – в том, что они ездят на служебных машинах и больше никого не видят. Парламентариям это не понравилось.
-Мой юный друг…, - обратился к нему лидер коммунистов Владимир Федоров и напомнил, что «поливать» власть и высказываться уничижительно по отношению к ЗакСу в его возрасте некрасиво.
Самым незаметным стал кандидат Николай Козлов. Юрист и пенсионер просто предложил перенести процедуру на осень. Он пытался депутатам объяснить, что сейчас наше правосудие «приватизировано». Или отсутствует вообще. Но его не услышали.
Избранного омбудсмена тут же окрестили (как любую порядочную машину) как УППЧ-1 (Уполномоченный По Правам Человека - первый). И он пошел искать стол и стул, - выполнять первоочередную задачу, которую поставил перед собой Игорь Михайлов. В течение двух недель он намерен решить все вопросы, связанные с его переходом с должности советника губернатора Петербурга на новый пост, 5 июля положить на стол партийный билет «Единой России» и написать заявление о приостановке своего членства в партии.
Комментируя голосование именно за советника губернатора, лидер фракции КПРФ Владимир Федоров сообщил, что половина кандидатов вообще не соответствовала этой должности. По его словам, назначение Юлия Рыбакова «было бы позором», а Евдокимова «не подходит на эту должность, потому что, во-первых, она сложнее воспринимает чужую точку зрения, а, во-вторых, она, будучи членом партии «Яблоко», стала советником лидера эсеров Сергея Миронова». В аппарат уполномоченного на должность зама должен войти представитель коммунистов, однако с кандидатурой партия пока не определилась.
«Близкой к абсурду» назвал ситуацию с назначением Михайлова лидер партии «Справедливая Россия» Олег Нилов. Омбудсмена он назвал «вратарем от команды властей на воротах против граждан, которые нуждаются в защите». По словам Нилова, будучи депутатом, Михайлов не всегда выдерживал, когда необходимо было отстаивать принципиальную позицию и добиваться правды, оппонируя властям. Лидер «справедливороссов» полагает, что новому уполномоченному будет очень сложно. Комментируя голосование КПРФ за Михайлова, Нилов процитировал стихи Владимира Маяковского: «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей».
Вскоре в парламенте появился главный инициатор избрания Михайлова – Виктор Лобко. Ему передали обвинения в том, что он пообещал коммунистам ставку в аппарате уполномоченного взамен голосования за Михайлова:
- Посмотрите на мой цвет волос. Я уже давно такими вещами не занимаюсь. Я никому ничего не обещал. Да я только сейчас узнал результаты голосования, - попытался заверить журналистов Лобко. Ему не поверили – известно, что встреча с лидером фракции КПРФ Владимиром Федоровым у него была. Равно как и то, что потом голосование за Михайлова поддержало региональное бюро КПРФ.
Лобко приехал вместе с губернатором на подписание плана законопроектной работы на очередной парламентский год. Этот план подписывается ежегодно уже четвертый раз в последний день заседания ЗакСа. Приняв со времени избрания четвертого созыва парламента порядка 46 законов, на следующий год решили написать более 60-ти новых.
Подводя итоги парламентского года, Вадим Тюльпанов отметил главное – выборы в ЗакС нового созыва, избрание председателя КСП, омбудсмена, полный пакет вице-спикеров и сотрудничество с исполнительной властью города. Единственное, где еще у парламента не все гладко – почти все инициативы городского парламента, особенно социально направленные, Госдума принимать не спешит.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру